Для эффективной работы междисциплинарной команды специалистов в Службах ранней помощи необходимы следующие помещения:
· 2-4 кабинета для первичных приемов и индивидуальных встреч специалистов с семьей (15-20 кв. м)
· 1 кабинет (зал) для проведения групповых встреч специалистов с семьями (от 30 кв. м)
· кладовая для хранения игрушек (8-12 кв м)
· офисное помещение для специалистов с необходимым количеством рабочих мест (минимум 3 рабочих места)
· офисное помещение для руководителя службы
· холл для ожидания семьями приема специалистов
· гардероб
· зона администратора (может быть расположена в общем холле)
· помещение для приема пищи (для специалистов, детей и родителей)
· санитарное помещение
· санитарное помещение (зона) для мытья и обработки игрушек
· помещение для хранения уборочного инвентаря
· Раковина для мытья рук (на высоте 80 см, чтобы дети могли самостоятельно подойти)
· Ковровое покрытие (оно должно быть однотонным и не слишком ярким)
· Шкафы и навесные полки с дверцами для игрушек
· Детский столик
· Детские стульчики
· Низкие табуретки для взрослых
· Большое безопасное зеркало
· Маленький открытый стеллаж для игрушек
· Пластмассовые контейнеры для переноски игрушек
· Мягкий мат и специальные подушки и валики для размещения на полу детей, которые не могут самостоятельно передвигаться или менять положение тела.
Услуги ранней помощи могут оказываться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Специалисты могут организовать группы из 4-8 пар взрослый ребенок для содействия развития у детей коммуникации или способности к передвижению, для поддержки социализации детей. Для того чтобы групповые встречи проходили комфортно для детей и взрослых, важно правильно оборудовать кабинет. В нем также НЕ должно быть никакого офисного оборудования, помещение должно быть свободным, вся мебель должна быть легкой и доступной для перемещения, чтобы пространство могло с легкостью трансформироваться исходя из задач конкретной группы или части занятия. В кабинете НЕ должны храниться крупные модули типа больших кубов, труб, треугольников. Все подобное оборудование необходимо хранить в другом месте или в данном кабинете, но в сдвинутом состоянии.
· Две раковины для мытья рук (на высоте 80 см, чтобы дети могли самостоятельно подойти)
· Ковровое покрытие (оно должно быть однотонным и не слишком ярким)
· Шкафы и навесные полки с дверцами для игрушек
· Детские столики
· Детские стульчики
· Низкие табуретки для взрослых
· Несколько маленький открытых стеллажей для игрушек
· «Мини-кухня» – навесные полки, напольные шкафы, встроенная раковина
· Пластмассовые контейнеры для переноски игрушек
· Комплект чайной посуды (для взрослых и детей)
Для совместной работы междисциплинарной команды специалистов оборудуется офисное помещение, имеющее отдельное рабочее место для каждого из специалистов Службы. Специалистам нужны компьютеры для работы с бланками первичных приемов, протоколами углубленных оценок, бланком индивидуальной программы ранней помощи и др. Очень важно, чтобы специалисты могли работать в одном помещении и обсуждать совместную работу в мини-команде.
· Сетевые фильтры (удлинители)
· Выносной накопитель информации для хранения электронных карточек и видеозаписей
· Многофункциональный центр (принтер, сканер, копир)
· Ламинатор
· Мультимедийный проектор, экран
· Телефон, телефонная линия
· Беспроводная сеть wifi
· Офисные столы, стулья, навесные полки, шкафы для хранения документов и книг, канцелярских принадлежностей, видео- и аудиотехники
· Рабочий инструментарий специалистов (инструменты/методики для определения функционального состояния и развития ребенка, профессиональная литература)
· Видеотехника (видеокамера с картой памяти, штатив, камера и кабель для трансляции занятия в соседнее помещение)
· Аудиотехника (музыкальный центр, микрофон)
· Канцелярские товары (регулярно обновляющиеся)
В каждой Службе ранней помощи важно оборудовать рабочее место администратора, который встречает семьи, фиксирует обращения, поясняет порядок получения услуг ранней помощи, помогает семьям сориентироваться в помещениях службы и многое другое.
· стойка, информационные стенды
· стол, стул
· телефон с телефонной линией
· компьютер
· принтер, сканер, копир
· тумбочка (шкаф) для хранения документов
· канцелярские принадлежности
Организация окружающего пространства холла, где дети и родители ожидают приема, так же важна, как и оформление кабинетов для занятий. Ребенку раннего возраста должно быть здесь интересно и не страшно. Все игрушки и оборудование должны быть доступны для ребенка и безопасны, они должны стимулировать интерес к исследованию. Игрушки могут быть не только фабричного производства, но и изготовленные самостоятельно. На стенах должно быть место для информации, адресованной родителям, и для выставок совместных работ (рисунков, аппликаций) родителей и детей. Однако помещения центров не должны быть чрезмерно «перегружены» предметами.
· информационные стенды на стенах
· детские стульчики
· скамьи или стулья для родителей
· пеленальный стол (чтобы можно было переодеть младенцев или просто использовать его при необходимости)
· самодельные тактильные доски (молнии, шнурки с бусами, застежки на пуговицах, зеркала, погремушки, вертушки, щеколды и т. п.)
· игрушки для передвижения (большая машина, лошадка-качалка, детская коляска)
· большой домик
· мягкие игрушки
· невысокая безопасная горка
Санитарная комната в Службе ранней помощи является многофункциональным помещением, являющимся одновременно туалетом для детей и взрослых и зоной для обработки игрушек и оборудования. Поэтому важно следить за полной недоступностью для детей предметов и средств, потенциально опасных для ребенка (технические приборы, средства для мытья). Также в санитарной комнате должно быть все необходимое для развития у ребенка навыков самостоятельного ухода за собой, а среда должна быть доступной для детей с любыми функциональными нарушениями.
· Туалет для взрослых, горшки для детей, пеленальный стол, раковина, крючки для полотенец
· Стеллаж (шкафчик) для хранения инвентаря для мытья и обработки игрушек
· Стеллаж (подставка) для контейнеров
· Контейнер для сбора использованных игрушек
· Тазики для мытья игрушек
· Контейнер для чистых игрушек
· Раковина (глубокая)
· Поверхность для сушки чистых игрушек
· Парогенератор
Далее вы найдете примерный список оборудования и игрушек, которые используют разные специалисты в своей работе. Это деление условное, так как специалисты могут воспользоваться при необходимости игрушками из разных наборов.
Важно обеспечить достаточное количество пластмассовых контейнеров для хранения игрушек по правилу «1 игрушка/игра – 1 контейнер».
Универсальным игровым оборудованием являются пластмассовые тазы, необходимо иметь тазы разного размера (например, для фасоли, муки и пр), разного диаметра, разной глубины. Также должны быть пластмассовые и металлические совки, ложки, банки.
1. Для детей с двигательными нарушениями и работы физического терапевта
Поскольку в Службу РП обращаются семьи с детьми с двигательными нарушениями, специалисты, организуя игру, обучение и общение таких детей должны иметь возможность обеспечить ребенку правильное стабильное положение тела. Также для детей с нарушениями движения оказывается услуга «Содействие развитию движений ребенка». Эта задача может быть решена только при помощи вспомогательных технических средств.
· Для обеспечения позы лежа (на спине, на боку, на животе) – в 2-х размерах (для маленьких и больших детей)
· Для обеспечения позы сидя (на полу и на стуле) – в 2-х размерах
· Для обеспечения позы стоя – с разной поддержкой, в 2-х размерах
· Ходунки (ходунки нескольких типов и размеров) – в 2-х размерах
· Тележки для передвижения
· Детские столики с возможностью изменять высоту и наклон столешницы
· Центры активности: плоские и объемные
· Пазлы различной сложности с ручками и без них
· Мячи различной формы из разных материалов, в том числе из ткани, звучащие и нет
· Большой резиновый мяч (диаметр 1 м)
· Пирамиды с кольцами разной формы и другие игрушки для развития точных движений: банки и стаканчики, вставляющиеся друг в друга, кубики разных размеров, брусочки и т. д.
· Кольца резиновые: гладкие и спиралевидные
· Емкости: банки и коробки из разных материалов разного размера, с узкими и широкими отверстиями
· Крупные деревянные бусы на прочной нитке или проволоке
· Мелкие предметы разные по форме и из разных материалов: кубики, фасоль, желуди, шишки, крупные пуговицы, каштаны, бантики из тряпочек
· Игрушки «с простым ответом» (дотронулся — что-либо открылось или зазвучало)
· Машинки различных видов из разных материалов с веревочками и без них
· Игрушки с веревочками, за которые их можно подтягивать
· Бутылка с разноцветными перьями (могут использоваться прозрачные пластмассовые бутылки из-под лимонада)
· Игрушки, надевающиеся на руку
· Различные на ощупь тряпочки, подушечки из разных тканей и материалов
· Крупные игрушки, чтобы держать их одновременно двумя руками
· Конструкторы с крупными блоками, конструктор «Ежики»
· Коробка с отверстиями разной формы (квадрат, круг, треугольник, овал)
· Компьютер стационарный с набором игр, оборудованный набором вспомогательных средств (кнопки и джойстики разной величины, клавиатуры с крупными кнопками, подставки и поддержки для рук и др.)
2. Для детей с трудностями в коммуникации и познавательном развитии
Одной из услуг ранней помощи является услуга «Содействие развитию общения и речи». Специалист по коммуникации / логопед занимается подбором средства коммуникации для всех нуждающихся в этом детей. Часто таким средством будет не только речь, но и невербальные средства: жесты, картинки, фотографии, а также средства альтернативной коммуникации.
· Коммуникативные кнопки
· Коммуникативные доски и альбомы
· Коммуникаторы с разным количеством кнопок (2, 4, 8, 16)
· Планшеты с коммуникативными программами в безопасных рамках
· Настенные фетровые стенды
· Наборы коммуникативных карточек
· Материалы для изготовления коммуникативных карточек (бумага, цветной принтер, ламинатор, пленка для ламинатора, лента-липучка, крупный степлер)
· Пластмассовые контейнеры для хранения наборов карточек
Игрушки:
· Пазлы (доски, рамки Монтессори)
· Мыльные пузыри
· Большие и маленькие мячи
· Сборные бочонки, наборы банок с крышками разных размеров и формы
· Книжки-раскладушки, книжки-поплавки, звучащие книжки
· Палатка, домик, куда можно было бы залезать
· Заводные игрушки
· Индивидуальные зеркала (2-3 шт.)
· Музыкальные инструменты (барабан, дудки, ксилофон, пианолы и т. п.)
· Детское лото, разрезные картинки
· Звучащие игрушки (погремушки, пищалки и т. п., издающие звуки разной частоты)
· Пластилин и формочки для формирования из него фигурок
· Шнурки, бусы (крупные, пластмассовые и деревянные)
· «Центры активности»
· Мягкие игрушки
· Игрушки, надевающиеся на руку («варежка») и на палец (пальчиковые игрушки)
· Набор коробок или ящичков без крышек и с крышками
· Разноцветные кубики разных размеров
· Ящик с отверстиями разной формы для опускания в него фигурок
· Игрушки на причинно-следственные связи (потянул, нажал — получил результат)
· Деревянные молотки и доски с гвоздями-колышками
· Большие и маленькие конусообразные и квадратные пирамидки
· Машинки разных размеров и моделей (легковые, грузовые, пожарные, краны и т. д.)
· Машинки разборные (типа «Лего» с небольшим количеством деталей)
· Краски пальчиковые
· Клеенчатые фартучки (для работы с красками)
· Куклы; кукольная мебель, посуда
· Набор формочек для игры с водой и песком
· Игрушки с веревкой, за которую можно тянуть
· Игрушечный телефон
· Прозрачные банки с крышками
· Лабиринт и труба для лазания
Игрушки:
· Набор кукол или животных («семья»)
· Набор кукольной посуды, мебели, одежды, продуктов
· Набор книжек с зеркальными, мягкими, картонными страницами
· Набор музыкальных игрушек
· Наборы карандашей, фломастеров, красок, пластилина
· Оборудование для игры с песком и водой
· Большая машина, в которой можно ездить
· Конструкторы
· Надувные мячи
· Кукольные коляски
· Матрешки
· Набор «медицинских» игрушек
· «Страшные звери» — динозавры, тигры, акулы, змеи, пауки и т. п.
· Игрушечный горшок
· Деревянные молотки и доски для забивания колышков
Групповые встречи проводятся для группы детей и их родителей 4-6 пар, соответственно для каждой пары требуется своя игрушка, чтобы во время групповой активности все были в нее включены. Каждая игрушка должна быть представлена в комплекте 6-8 одинаковых предметов. Данный список является стартовым и должен пополняться в зависимости от потребностей детей и специалистов.
· Набор пластмассовых мисок
· Набор пластмассовых тазов
· Набор больших мягких подушек
· Наборы для рисования (пальчиковые краски, подносики, банки для краски и воды, кисти и пр.)
· Наборы для лепки (подносы, формочки для вырезания, закрывающиеся банки и пр.)
· Предметы для двигательной активности (большие мячи, маленькие мячи, корзины, туннель, мягкие модули перелезания, обручи, конусы и палки и пр.)
· Наборы игрушек для сюжетных игр (больница, стирка, кухня и еда, купание и пр.)
· Наборы дидактических игрушек
· Наборы книжек для группового чтения
Игрушки:
· Искаженные изображения лиц (например, элементы смещены или неправильно ориентированы)
· Контрастные черно-белые игрушки с разным звучанием (погремушки, барабаны, пищалки, свистки)
· Игрушки с черно-белыми полосами (раскраска в виде периодических решеток различной частоты
· Светящиеся с различной интенсивностью предметы или игрушки (фонарики, лампы, светильники)
· Елочная мишура или другие блестящие предметы и игрушки
· Стеариновая свечка (для проверки точности бинокулярной фиксации)
· Игрушки и предметы из разных материалов (меховые, шерстяные, резиновые, деревянные, металлические)
· Ящик или коробка с невысокими бортиками, в которую можно посадить или положить слабовидящего ребенка для изучения пространства
· Шарики, издающие звук при движении по наклонному желобу
· Игрушки, которые можно тянуть за веревочку