Размер шрифта: AAA
Изображения OnOff
Цвет сайта CC
обычная версия сайта

Организация службы ранней помощи

Помещения и их основное оборудование

Для эффективной работы междисциплинарной команды специалистов в Службах ранней помощи необходимы следующие помещения:

·         2-4 кабинета для первичных приемов и индивидуальных встреч специалистов с семьей (15-20 кв. м)

·         1 кабинет (зал) для проведения групповых встреч специалистов с семьями (от 30 кв. м)

·         кладовая для хранения игрушек (8-12 кв м)

·         офисное помещение для специалистов с необходимым количеством рабочих мест (минимум 3 рабочих места)

·         офисное помещение для руководителя службы

·         холл для ожидания семьями приема специалистов

·         гардероб

·         зона администратора (может быть расположена в общем холле)

·         помещение для приема пищи (для специалистов, детей и родителей)

·         санитарное помещение

·         санитарное помещение (зона) для мытья и обработки игрушек

·         помещение для хранения уборочного инвентаря

Кабинеты для индивидуальных занятий

Большая часть услуг ранней помощи оказывается в индивидуальной форме, когда специалисты (1-2) встречаются с семьей (ребенок и 1-2 члена семьи). Кабинет для индивидуальных встреч должен быть универсальным, чтобы в нем могли быть организованы приемы различных специалистов. Для этого кабинет должен иметь основное оборудование, позволяющее семье и специалистам разместиться с ребенком на полу или за детским столиком, иметь несколько зон для различных активностей, например зону для двигательных игр, зону для чтения книг, зону для игр за столом и т.д. В помещении НЕ должно быть офисного стола, офисного компьютера.

Примерный перечень оборудования:

·         Раковина для мытья рук (на высоте 80 см, чтобы дети могли самостоятельно подойти)

·         Ковровое покрытие (оно должно быть однотонным и не слишком ярким)

·         Шкафы и навесные полки с дверцами для игрушек

·         Детский столик

·         Детские стульчики

·         Низкие табуретки для взрослых

·         Большое безопасное зеркало

·         Маленький открытый стеллаж для игрушек

·         Пластмассовые контейнеры для переноски игрушек

·         Мягкий мат и специальные подушки и валики для размещения на полу детей, которые не могут самостоятельно передвигаться или менять положение тела.
Развернуть



Кабинет для групповой работы

Услуги ранней помощи могут оказываться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Специалисты могут организовать группы из 4-8 пар взрослый ребенок для содействия развития у детей коммуникации или способности к передвижению, для поддержки социализации детей. Для того чтобы групповые встречи проходили комфортно для детей и взрослых, важно правильно оборудовать кабинет. В нем также НЕ должно быть никакого офисного оборудования, помещение должно быть свободным, вся мебель должна быть легкой и доступной для перемещения, чтобы пространство могло с легкостью трансформироваться исходя из задач конкретной группы или части занятия.  В кабинете НЕ должны храниться крупные модули типа больших кубов, труб, треугольников. Все подобное оборудование необходимо хранить в другом месте или в данном кабинете, но в сдвинутом состоянии.

Перечень оборудования:

·         Две раковины для мытья рук (на высоте 80 см, чтобы дети могли самостоятельно подойти)

·         Ковровое покрытие (оно должно быть однотонным и не слишком ярким)

·         Шкафы и навесные полки с дверцами для игрушек

·         Детские столики

·         Детские стульчики

·         Низкие табуретки для взрослых

·         Несколько маленький открытых стеллажей для игрушек

·         «Мини-кухня» – навесные полки, напольные шкафы, встроенная раковина

·         Пластмассовые контейнеры для переноски игрушек

·         Комплект чайной посуды (для взрослых и детей)
Развернуть



Офис


Для совместной работы междисциплинарной команды специалистов оборудуется офисное помещение, имеющее отдельное рабочее место для каждого из специалистов Службы. Специалистам нужны компьютеры для работы с бланками первичных приемов, протоколами углубленных оценок, бланком индивидуальной программы ранней помощи и др. Очень важно, чтобы специалисты могли работать в одном помещении и обсуждать совместную работу в мини-команде.

·         Компьютеры (ноутбуки) для работы специалистов с установленным программным обеспечением, антивирусами и бесперебойным источником питания – по количеству специалистов

·         Сетевые фильтры (удлинители)

·         Выносной накопитель информации для хранения электронных карточек и видеозаписей

·         Многофункциональный центр (принтер, сканер, копир)

·         Ламинатор

·         Мультимедийный проектор, экран

·         Телефон, телефонная линия

·         Беспроводная сеть wifi

·         Офисные столы, стулья, навесные полки, шкафы для хранения документов и книг, канцелярских принадлежностей, видео- и аудиотехники

·         Рабочий инструментарий специалистов (инструменты/методики для определения функционального состояния и развития ребенка, профессиональная литература)

·         Видеотехника (видеокамера с картой памяти, штатив, камера и кабель для трансляции занятия в соседнее помещение)

·         Аудиотехника (музыкальный центр, микрофон)

·         Канцелярские товары (регулярно обновляющиеся)
Развернуть

Зона администратора


В каждой Службе ранней помощи важно оборудовать рабочее место администратора, который встречает семьи, фиксирует обращения, поясняет порядок получения услуг ранней помощи, помогает семьям сориентироваться в помещениях службы и многое другое.

Для работы администратора (диспетчера) необходимо:

·         стойка, информационные стенды

·         стол, стул

·         телефон с телефонной линией

·         компьютер

·         принтер, сканер, копир

·         тумбочка (шкаф) для хранения документов

·         канцелярские принадлежности
Развернуть

Холл

Организация окружающего пространства холла, где дети и родители ожидают приема, так же важна, как и оформление кабинетов для занятий. Ребенку раннего возраста должно быть здесь интересно и не страшно. Все игрушки и оборудование должны быть доступны для ребенка и безопасны, они должны стимулировать интерес к исследованию. Игрушки могут быть не только фабричного производства, но и изготовленные самостоятельно. На стенах должно быть место для информации, адресованной родителям, и для выставок совместных работ (рисунков, аппликаций) родителей и детей. Однако помещения центров не должны быть чрезмерно «перегружены» предметами.

 

Примерный список игрушек и оборудования:

·         информационные стенды на стенах

·         детские стульчики

·         скамьи или стулья для родителей

·         пеленальный стол (чтобы можно было переодеть младенцев или просто использовать его при необходимости)

·         самодельные тактильные доски (молнии, шнурки с бусами, застежки на пуговицах, зеркала, погремушки, вертушки, щеколды и т. п.)

·         игрушки для передвижения (большая машина, лошадка-качалка, детская коляска)

·         большой домик

·         мягкие игрушки

·         невысокая безопасная горка
Развернуть



Санитарная комната

Санитарная комната в Службе ранней помощи является многофункциональным помещением, являющимся одновременно туалетом для детей и взрослых и зоной для обработки игрушек и оборудования. Поэтому важно следить за полной недоступностью для детей предметов и средств, потенциально опасных для ребенка (технические приборы, средства для мытья). Также в санитарной комнате должно быть все необходимое для развития у ребенка навыков самостоятельного ухода за собой, а среда должна быть доступной для детей с любыми функциональными нарушениями. 

Оборудование санитарной комнаты:

·         Туалет для взрослых, горшки для детей, пеленальный стол, раковина, крючки для полотенец

·         Стеллаж (шкафчик) для хранения инвентаря для мытья и обработки игрушек

·         Стеллаж (подставка) для контейнеров

·         Контейнер для сбора использованных игрушек

·         Тазики для мытья игрушек

·         Контейнер для чистых игрушек

·         Раковина (глубокая)

·         Поверхность для сушки чистых игрушек

·         Парогенератор
Развернуть




Игрушки и оборудование для работы специалистов

Далее вы найдете примерный список оборудования и игрушек, которые используют разные специалисты в своей работе. Это деление условное, так как специалисты могут воспользоваться при необходимости игрушками из разных наборов.

Важно обеспечить достаточное количество пластмассовых контейнеров для хранения игрушек по правилу «1 игрушка/игра – 1 контейнер».

Универсальным игровым оборудованием являются пластмассовые тазы, необходимо иметь тазы разного размера (например, для фасоли, муки и пр), разного диаметра, разной глубины. Также должны быть пластмассовые и металлические совки, ложки, банки.

1. Для детей с двигательными нарушениями и работы физического терапевта

Поскольку в Службу РП обращаются семьи с детьми с двигательными нарушениями, специалисты, организуя игру, обучение и общение таких детей должны иметь возможность обеспечить ребенку правильное стабильное положение тела. Также для детей с нарушениями движения оказывается услуга «Содействие развитию движений ребенка». Эта задача может быть решена только при помощи вспомогательных технических средств.

Оборудование:

·         Для обеспечения позы лежа (на спине, на боку, на животе) – в 2-х размерах (для маленьких и больших детей)

·         Для обеспечения позы сидя (на полу и на стуле) – в 2-х размерах

·         Для обеспечения позы стоя – с разной поддержкой, в 2-х размерах

·         Ходунки (ходунки нескольких типов и размеров) – в 2-х размерах

·         Тележки для передвижения

·         Детские столики с возможностью изменять высоту и наклон столешницы
Развернуть

 

Игрушки

·         Погремушки в форме булавы и гантели с ручками, которые удобно брать в руки, в том числе мягкие

·         Центры активности: плоские и объемные

·         Пазлы различной сложности с ручками и без них

·         Мячи различной формы из разных материалов, в том числе из ткани, звучащие и нет

·         Большой резиновый мяч (диаметр 1 м)

·         Пирамиды с кольцами разной формы и другие игрушки для развития точных движений: банки и стаканчики, вставляющиеся друг в друга, кубики разных размеров, брусочки и т. д.

·         Кольца резиновые: гладкие и спиралевидные

·         Емкости: банки и коробки из разных материалов разного размера, с узкими и широкими отверстиями

·         Крупные деревянные бусы на прочной нитке или проволоке

·         Мелкие предметы разные по форме и из разных материалов: кубики, фасоль, желуди, шишки, крупные пуговицы, каштаны, бантики из тряпочек

·         Игрушки «с простым ответом» (дотронулся — что-либо открылось или зазвучало)

·         Машинки различных видов из разных материалов с веревочками и без них

·         Игрушки с веревочками, за которые их можно подтягивать

·         Бутылка с разноцветными перьями (могут использоваться прозрачные пластмассовые бутылки из-под лимонада)

·         Игрушки, надевающиеся на руку

·         Различные на ощупь тряпочки, подушечки из разных тканей и материалов

·         Крупные игрушки, чтобы держать их одновременно двумя руками

·         Конструкторы с крупными блоками, конструктор «Ежики»

·         Коробка с отверстиями разной формы (квадрат, круг, треугольник, овал)

·         Компьютер стационарный с набором игр, оборудованный набором вспомогательных средств (кнопки и джойстики разной величины, клавиатуры с крупными кнопками, подставки и поддержки для рук и др.)


·         «Сухой бассейн» — бассейн с пластмассовыми шариками
Развернуть




2. Для детей с трудностями в коммуникации и познавательном развитии

Одной из услуг ранней помощи является услуга «Содействие развитию общения и речи». Специалист по коммуникации / логопед занимается подбором средства коммуникации для всех нуждающихся в этом детей. Часто таким средством будет не только речь, но и невербальные средства: жесты, картинки, фотографии, а также средства альтернативной коммуникации.

Оборудование:

·         Коммуникативные кнопки

·         Коммуникативные доски и альбомы

·         Коммуникаторы с разным количеством кнопок (2, 4, 8, 16)

·         Планшеты с коммуникативными программами в безопасных рамках

·         Настенные фетровые стенды

·         Наборы коммуникативных карточек

·         Материалы для изготовления коммуникативных карточек (бумага, цветной принтер, ламинатор, пленка для ламинатора, лента-липучка, крупный степлер)

·         Пластмассовые контейнеры для хранения наборов карточек
Развернуть




Игрушки:

·         Набор игрушек животных и птиц для звукоподражания (корова, гусь, кошка, собака, курица, утка и т. д.)

·         Пазлы (доски, рамки Монтессори)

·         Мыльные пузыри

·         Большие и маленькие мячи

·         Сборные бочонки, наборы банок с крышками разных размеров и формы

·         Книжки-раскладушки, книжки-поплавки, звучащие книжки

·         Палатка, домик, куда можно было бы залезать

·         Заводные игрушки

·         Индивидуальные зеркала (2-3 шт.)

·         Музыкальные инструменты (барабан, дудки, ксилофон, пианолы и т. п.)

·         Детское лото, разрезные картинки

·         Звучащие игрушки (погремушки, пищалки и т. п., издающие звуки разной частоты)

·         Пластилин и формочки для формирования из него фигурок

·         Шнурки, бусы (крупные, пластмассовые и деревянные)

·         «Центры активности»

·         Мягкие игрушки

·         Игрушки, надевающиеся на руку («варежка») и на палец (пальчиковые игрушки)

·         Набор коробок или ящичков без крышек и с крышками

·         Разноцветные кубики разных размеров

·         Ящик с отверстиями разной формы для опускания в него фигурок

·         Игрушки на причинно-следственные связи (потянул, нажал — получил результат)

·         Деревянные молотки и доски с гвоздями-колышками

·         Большие и маленькие конусообразные и квадратные пирамидки

·         Машинки разных размеров и моделей (легковые, грузовые, пожарные, краны и т. д.)

·         Машинки разборные (типа «Лего» с небольшим количеством деталей)

·         Краски пальчиковые

·         Клеенчатые фартучки (для работы с красками)

·         Куклы; кукольная мебель, посуда

·         Набор формочек для игры с водой и песком

·         Игрушки с веревкой, за которую можно тянуть

·         Игрушечный телефон

·         Прозрачные банки с крышками

·         Лабиринт и труба для лазания

Развернуть


Для работы психолога

Игрушки:

·         Спортивные снаряды, такие как подушки, маты, лабиринты, мячи, обручи и т. д.

·         Набор кукол или животных («семья»)

·         Набор кукольной посуды, мебели, одежды, продуктов

·         Набор книжек с зеркальными, мягкими, картонными страницами

·         Набор музыкальных игрушек

·         Наборы карандашей, фломастеров, красок, пластилина

·         Оборудование для игры с песком и водой

·         Большая машина, в которой можно ездить

·         Конструкторы

·         Надувные мячи

·         Кукольные коляски

·         Матрешки

·         Набор «медицинских» игрушек

·         «Страшные звери» — динозавры, тигры, акулы, змеи, пауки и т. п.

·         Игрушечный горшок

·         Деревянные молотки и доски для забивания колышков
Развернуть


Для групповых встреч

Групповые встречи проводятся для группы детей и их родителей 4-6 пар, соответственно для каждой пары требуется своя игрушка, чтобы во время групповой активности все были в нее включены. Каждая игрушка должна быть представлена в комплекте 6-8 одинаковых предметов. Данный список является стартовым и должен пополняться в зависимости от потребностей детей и специалистов.

·         Наборы мячиков, дудочек, маракасов, маленьких мягких или пластмассовых игрушек (цыплята, кошки, собачки и пр.)

·         Набор пластмассовых мисок

·         Набор пластмассовых тазов

·         Набор больших мягких подушек

·         Наборы для рисования (пальчиковые краски, подносики, банки для краски и воды, кисти и пр.)

·         Наборы для лепки (подносы, формочки для вырезания, закрывающиеся банки и пр.)

·         Предметы для двигательной активности (большие мячи, маленькие мячи, корзины, туннель, мягкие модули перелезания, обручи, конусы и палки и пр.)

·         Наборы игрушек для сюжетных игр (больница, стирка, кухня и еда, купание и пр.)

·         Наборы дидактических игрушек

·         Наборы книжек для группового чтения
Развернуть


Для детей с нарушением зрения

Игрушки:

·         Изображения человеческого лица (схематизированные черно-белые рисунки на планшетках разных размеров)

·         Искаженные изображения лиц (например, элементы смещены или неправильно ориентированы)

·         Контрастные черно-белые игрушки с разным звучанием (погремушки, барабаны, пищалки, свистки)

·         Игрушки с черно-белыми полосами (раскраска в виде периодических решеток различной частоты

·         Светящиеся с различной интенсивностью предметы или игрушки (фонарики, лампы, светильники)

·         Елочная мишура или другие блестящие предметы и игрушки

·         Стеариновая свечка (для проверки точности бинокулярной фиксации)

·         Игрушки и предметы из разных материалов (меховые, шерстяные, резиновые, деревянные, металлические)

·         Ящик или коробка с невысокими бортиками, в которую можно посадить или положить слабовидящего ребенка для изучения пространства

·         Шарики, издающие звук при движении по наклонному желобу

·         Игрушки, которые можно тянуть за веревочку
Развернуть


Нормативные документы:

Примерное положение о структурном подразделении организации, оказывающей  услуги ранней помощи (Центре ранней помощи)