Размер шрифта: AAA
Изображения OnOff
Цвет сайта CC
обычная версия сайта

Что такое служба ранней помощи

Цели и задачи деятельности подразделения ранней помощи

Термины «ранняя помощь», «раннее вмешательство», «раннее развитие» используются в США, Германии, Англии, Швеции, других странах, и следующим образом определяют процесс раннего детского вмешательства:

V Это процесс обеспечения младенцев и детей раннего возраста, имеющих инвалидность и/или задержку в развитии, и их семей специализированной поддержкой и услугами для улучшения развития детей, обеспечения их благополучия и участия в жизни общества.

V Главная цель раннего детского вмешательства – помочь родителям (другим ключевым людям) научиться обеспечивать маленькому ребенку с инвалидностью (и/или задержкой в развитии) опыт, который поможет ему приобретать и использовать компетенции, позволяющие полноценно участвовать в ключевых жизненных ситуациях, в семейной и общественной жизни.

(Dunst, 2007; Bruder, 2010; Tim Moore, 2012)

Цель программ, которые реализуются в Службах ранней помощи, – обеспечение развития у детей таких знаний и навыков, которые помогут им участвовать в жизни общества, а также обеспечение информацией и поддержкой семьи детей с ограничениями жизнедеятельности. Такие семейно-ориентированные услуги предназначены также для того, чтобы усилить функциональные способности каждого ребенка и подготовить его к переходу в образовательные учреждения или Службы помощи для детей старше 4 лет.


Цели

Таким образом, целями деятельности Службы ранней помощи являются:

  1. улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях (ЕЖС);
  2. повышения качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;
  3. повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
  4. включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.


Задачи

Задачи деятельности подразделений ранней помощи:

1. Развивать систему раннего выявления детей, потенциально нуждающихся в помощи.

Специалистам служб ранней помощи важно таким образом строить свое взаимодействие с различными учреждениями города, чтобы:

· получать информацию о детях и семьях, нуждающихся в помощи;

· распространять в этих учреждениях информацию о службе ранней помощи и способствовать тому, чтобы семьи решили получать услуги раннего вмешательства.

2. Оказывать помощь ребенку и его семье в решении актуальных задач развития и жизни ребенка, работать над предупреждением возникновения проблем в развитии и воспитании ребенка, развивать компетенцию родителей.

После обращения семьи в службу ранней помощи специалисты определяют нуждаемость  ребенок и/или родителей в помощи и желание ее получать. Затем начинают решаться первоначальные задачи:

· оценка различных сторон жизни ребенка и семьи;

· определение совместно с семьей направления помощи, ее цели и задачи;

· определение того, в каких услугах родители и их ребенок нуждаются для достижения поставленных целей и задач;

· подбор стратегии предоставления услуг;

· уточнение формы оценки эффективности разработанной программы.

Данные задачи решаются на первичном приеме, во время проведения углубленной оценки и составления ИПРП.

Следующая задача для специалистов в процессе оказания помощи семье и ребенку – реализация ИПРП. При этом члены семьи являются членами междисциплинарной команды, а взаимодействие специалистов с родителями основывается на партнерстве и равных отношениях.

3. Обеспечивать преемственность в сопровождении ребенка на дальнейших этапах развития, в других учреждениях города.

По достижении 3-4-х лет дети переходят в другие службы помощи города и дошкольные образовательные учреждения (массовые и специальные детские сады).

Подход к работе с семьей и ребенком в службе ранней помощи и детском саду зачастую отличается. Из-за этого возникает риск, что традиционная система работы с детьми и семьями, с которой сталкивается или столкнется семья после окончания посещения службы ранней помощи, сведет на нет все достижения специалистов и травмирует родителей.

Поэтому специалистам важно сопровождать этот переход, сделать его как можно более плавным, наименее травмирующим ребенка и семью. Также важно, чтобы соблюдалась преемственность между программой ранней помощи, которая проводилась с семьей, и программой развития, которая будет предложена семье в другом учреждении. Необходимо, чтобы работа, которая проводилась с ребенком и его семьей в службе ранней помощи, продолжилась и после того, как семья перестанет посещать службу.

4. Содействовать распространению и внедрению в работу современных достижений науки и практики в области системы оказания ранней помощи, содействовать развитию инклюзивного образования.

Специалисты службы ранней помощи посредством выступлений на конференциях, семинарах в различных организациях разъясняют специалистам других служб особенности функционального, личностно-ориентированного, семейно-ориентированного, междисциплинарного подходов; помогают реализовать принципы инклюзивного образования с опорой на научные факты и исследования.

5. Распространять философию раннего вмешательства, говорить о правах ребенка.

Одной из основных идей, лежащих в основе ранней помощи, является то, что любой ребенок (даже с выраженными ограничениями жизнедеятельности) имеет право на жизнь в семье, на развитие, на посещение образовательного учреждения, на все то, что является обычным и привычным для любого человека.

Однако во многих профессиональных кругах до сих пор бытует мнение, что «особого» ребенка лучше отдать на воспитание государству, что его не нужно лечить или обеспечивать необходимым оборудованием, что он не способен учиться и т.д. Родители также зачастую встречают с сопротивлением новость, что к ним в группу будет ходить малыш, имеющий некоторые проблемы. Они предлагают его изолировать, чтобы не травмировать собственного ребенка.

Поэтому важным является распространять философию ранней помощи и говорить о правах ребенка среди работников сфер образования, медицины, социальной защиты, используя для этого выступления на конференциях, семинарах, «Круглых столах». При этом специалисты ранней помощи надеются на постепенное изменение мировоззрения у слушателей.

Кроме того, на настоящий момент безусловно необходимым является передавать опыт работы в области ранней помощи всем специалистам организаций, готовым создавать на своих базах службы ранней помощи.
Развернуть


С кем работают специалисты службы ранней помощи? 

Известно, что в первые годы жизни ребенка закладываются основы для его будущего развития. Большинство детей растет и развивается в соответствии с описанными вехами развития; они начинают ходить, говорить, и осваивают новые навыки тогда, когда от них этого ожидают. У некоторых маленьких детей, однако, развитие разворачивается более медленно или атипичным способом. Основными причинами для возникновения подобных трудностей в раннем возрасте могут быть физические нарушения или неблагоприятная окружающая среда, или комбинация разных факторов. Часто причина остается неизвестной. Однако мы наверняка знаем, что глубоко недоношенные дети, дети с генетическими нарушениями (типа синдрома Дауна), дети с церебральным параличом нуждаются в помощи.

Когда дети, которым нужны услуги службы ранней помощи, не получают их, у них могут наблюдаться более тяжелые, чем могли бы, ограничения жизнедеятельности. Например:

· без услуг службы ранней помощи дети с синдромом Дауна будут иметь значительно большие трудности в познавательном и речевом развитии уже к 5 годам;

· младенцы со снижением слуха, выявленным после 6 месяцев, даже при условии дальнейшей активной помощи, имеют недостаточное речевое развитие;

· дети, у которых уже выявлено небольшое отставание в познавательном развитии и которые не получают услуг службы ранней помощи, в более старшем возрасте демонстрируют значительно большее отставание.

К потенциально нуждающимся в получении услуг ранней помощи относятся следующие категории детей:

  1. дети-инвалиды в возрасте от рождения до трех лет;
  2. дети в возрасте от рождения до трех лет, не имеющие статуса «ребенок-инвалид», у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевание, приводящие к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития;
  3. дети в возрасте от рождения до трех лет, воспитывающиеся в государственных (муниципальных) учреждениях, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  4. дети в возрасте от рождения до трех лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые выявлены организациями социального обслуживания, помощи семье и детям;
  5. дети в возрасте от рождения до трех лет, родители которых обеспокоены развитием и поведением ребенка.

Таким образом, в службу ранней помощи может обратиться любая семья (лица, замещающие родителей), которая воспитывает ребенка в возрасте от рождения до 3 лет. Обратиться в службу семья может самостоятельно или по направлению специалиста (врача, педагога, психолога, социального работника). 
Развернуть

Что делают специалисты Службы ранней помощи? 

В Службе ранней помощи работают разные специалисты: педиатр, логопед, специальный педагог, психолог, физический терапевт, эрготерапевт и др.

Посещение службы ранней помощи может быть вызвано различными запросами семьи. Не все обращающиеся семьи нуждаются в индивидуализированной, длительной помощи специалистов. Одним семьям необходимо однократное консультирование по вопросам здоровья, поведения, развития ребёнка, другим несколько подробных консультаций или занятий для разрешения сложившейся ситуации (например, психологическая травма). Другой группе детей и семей необходимы групповые занятия с целью приобретения социального опыта, совершенствования навыков коммуникации (речи).

Работая с ребенком и семьей, специалисты Службы ранней помощи не борются с нарушением, а работают по трем направлениям:

· развитие самого ребенка (развитие общих умений для нормальной жизни и дальнейшего обучения, развитие специальных умений и знаний)

· приспособление окружающей среды (нет физических барьеров, может пользоваться всем, чем пользуются другие, есть вспомогательное оборудование)

· обучение окружающих людей (как стать ассистентом, как изменить свое отношение к ребенку с нарушениями, изменение норм и представлений, принятых в обществе).

Все это делается для того, чтобы ребенок мог жить дома, учиться в обычной школе или дошкольном учреждении, чтобы он был включен в систему социальных отношений и активно в ней участвовал.
Развернуть