Размер шрифта: AAA
Изображения OnOff
Цвет сайта CC
обычная версия сайта

Что каждый родитель должен знать

Этот раздел познакомит Вас с основными понятиями, связанными с типичным и нарушенным развитием ребенка раннего возраста, а также с видами помощи семье с таким ребенком.

Нормальное и нарушенное развитие ребенка

Нормальное, или типичное развитие ребенка – это последовательность стадий и периодов, которые проходят в своем развитии большинство детей. Типичное развитие обычно характеризуется появлением определенных навыков и поведенческих проявлений ребенка в определенном возрастном диапазоне. Норма развития определяется путем наблюдения ученых и практиков за развитием маленьких детей, с которыми они работают. Нормы формируются исходя из наблюдений, общих для большинства детей, живущих в данном регионе и в мире в целом. Нормы развития регулярно обновляются и пересматриваются: мир вокруг ребенка, окружающая среда и поведение родителей меняются с течением времени, и это сразу отражается на том, как ребенок приобретает новые навыки.

Типичное развитие обычно предоставляет небольшой разброс, диапазон возраста, в течение которого дети в норме начинают что-либо делать. Например, обычно дети делают первые самостоятельные шаги в возрасте около 1 года, но один ребенок начинает делать это в 11 месяцев, а другой – в 13. Это объясняется индивидуальными различиями: каждый ребенок – личность со своим, неповторимым набором черт, и это может влиять на освоение малышом самых разных навыков, хотя общая картина развития остается типичной.

Однако у некоторых детей развитие и обучение новому происходит не так, как у их сверстников. Иногда причиной этому становится нарушение структур организма: например, ретинопатия (нарушение развития сетчатки - структуры органов зрения) может не позволять ребенку качественно зрительно исследовать предметы и ориентироваться в пространстве, а тугоухость (нарушение структуры органов слуха), не скорректированная с помощью слухового аппарата или кохлеарного импланта, замедляет понимание и использование речи. 

В некоторых случаях функции организма оказываются нарушены, даже если медицинские обследования не обнаруживают каких-либо нарушений в структурах. Это так называемые функциональные нарушения , при которых ребенок может испытывать серьезные трудности в своей повседневной жизни даже при отсутствии очевидных причин на уровне строения его организма. Так, понимание и использование речи может быть снижено, несмотря на хороший слух и развитие артикуляционного аппарата малыша.

На развитие малыша может повлиять инарушение здоровья : например, затянувшийся или регулярно повторяющийся отит, воздействуя на работу органов слуха ребенка, также может приводить к временным сложностям в понимании речи, хотя все структуры уха и соответствующих отделов нервной системы сформированы правильно. Пример может быть и не таким очевидным: так, хроническое расстройство пищеварения у ребенка раннего возраста может вызывать регулярное плохое самочувствие, вялость, раздражительность малыша, что будет существенно осложнять ему процесс получения нового опыта и знаний и может также привести к задержке.

Вне зависимости от причин, любая задержка развития или трудность в повседневной жизни ребенка и семьи может быть устранена или уменьшена. Ключевым моментом в успешности и эффективности программы помощи такой семье зачастую становится ранний возраст ребенка, в котором эта помощь начинает осуществляться. Поэтому первой задачей является своевременное обнаружение имеющихся у ребенка трудностей.

В этом могут помочь скрининги развития– простые инструменты,  позволяющие быстро оценить соответствие текущих навыков малыша примерной возрастной норме. Обычно скрининги оформляются в виде опросника или чек-листа, занимают немного времени для проведения, не требуют наличия специальных материалов и особенной подготовки – скрининги должны быть понятны и просты для всех взрослых, активно участвующих в жизни ребенка (родителям, близким, воспитателям в детском саду). Скрининги могут предоставлять информацию об общем развитии ребенка или быть посвящены более узким аспектам (например, особенностям взаимодействия ребенка с другими людьми или его двигательным навыкам). Пример скрининга развития Вы можете найти на странице «Развитие ребенка 0-3 лет» 

Важно отметить, что скрининги не являются очень точными инструментами для определения задержки развития. Основная задача скрининга – зафиксировать наличие существенной задержки, а также дать возможность отследить эту задержку не только специалистам в области детского развития (педиатру, педагогам, психологам), но и ближайшему окружению ребенка, которое обычно не имеет специального образования в этой области (например, родителям и другим близким взрослым). В связи с этим возможны ситуации, когда скрининг не обнаруживает небольшое отставание, или наоборот, фиксирует задержку там, где ее нет, поскольку не может учесть индивидуальные особенности конкретного ребенка. Поэтому, если Вас что-то беспокоит в развитии малыша, лучше все равно по возможности получить консультацию профильного специалиста.

Если скрининг развития показал наличие у ребенка задержки – это повод обратиться к специалистам и установить, с чем она может быть связана. Это также повод зафиксировать ее в правовых документах, которые могут дать льготы и доступ к услугам социальных и других служб.
Развернуть



1. Инвалидность

Сам по себе термин «инвалидность» объединяет в себе различные нарушения, ограничения активности и возможного участия в жизни общества.  Это не просто медицинская проблема, а фактор, влияющий на особенности функционирования человека в социуме.

Инвалидность является медико-социальным статусом, и ее установление является одновременно медицинской и юридической процедурой. Наличие статуса инвалидности дает ребенку и его семье доступ ко множеству услуг и льгот, установленных законодательством (например, пособие, материальные льготы, право на бесплатное сопровождение, бесплатное предоставление услуг и т.д.)

Инвалидность устанавливается медико-социальной экспертизой (МСЭ). В результате ее прохождения выдается акт медико-социальной экспертизы и индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА), в которой фиксируются все рекомендации для ребенка по необходимому комплексу реабилитационных мероприятий, месту проживания и обучения ребенка, необходимому оборудованию и вспомогательным средствам и т.д.

Развернуть

2. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

Этот термин относится к возможности человека участвовать в обучении и трудиться и условий, при которых такая деятельность может осуществляться.

Для установления ограниченных возможностей необходимо обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая может установить у ребенка наличие каких-либо ограничений в области здоровья. В результате семья получает заключение, в котором указывается диагноз ребенка, подтвержденный или уточненный специалистами комиссии, а также рекомендации по образовательному маршруту ребенка: например, обучение по адаптивной программе/индивидуальному плану,  направление в специализированные детские сады и школы разных видов, другие специальные условия обучения (рекомендуемые учебные материалы, предоставление тьютора – ассистента по обучению, обеспечение беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения и т.д.).

Направить на прохождение ПМПК могут психологи, педагоги, воспитатели детского сада, однако это направление может носить лишь рекомендательный характер. Итоговое решение о прохождении ребенком ПМПК может принимать только родитель или законный представитель ребенка. Родители могут также самостоятельно обратиться в ПМПК для прохождения комиссии.

Заключение ПМПК также носит рекомендательный характер.
Развернуть

РАННЯЯ ПОМОЩЬ

Вне зависимости от причин и характера трудностей, дети в возрасте от 0 до 3 лет 11 месяцев и их семьи имеют право на получение услуг ранней помощи. Предоставлением этих услуг занимаются Службы ранней помощи (СРП), имеющиеся во всех регионах РФ.


Как обратиться в Службу ранней помощи?

Для получения услуг ранней помощи не обязательно иметь установленный медицинский диагноз, статус инвалида или проходить ПМПК. В Службу могут обратиться все родители, имеющие тревогу относительно развития своего ребенка раннего возраста. В Службу ранней помощи могут направить врачи (педиатры, неврологи, психиатры), а также родители могут обратиться самостоятельно.

Для получения услуг ранней помощи необходимо узнать адрес Службы, наиболее близкой и транспортно доступной для Вас. На нашей карте есть адреса Служб ранней помощи во многих регионах страны. Вас также может проконсультировать по этому поводу ваш педиатр.

Позвонив в выбранную Службу по телефону, Вы вместе с ребенком можете записаться на первичный прием к специалистам Службы. Диспетчер Службы узнает основную информацию о малыше (имя, возраст), а также уточнит ваш основной запрос (причину беспокойства).

Что происходит после обращения в Службу ранней помощи?

После получения Вашего обращения диспетчер Службы договорится с Вами о дате, когда Вы сможете прийти на первичный прием. Многие службы также осуществляют первичные приемы на дому, то есть встреча может проходить прямо у Вас дома, без необходимости выезжать в другое место.

На первичном приеме, который продолжается обычно около 50 минут, специалисты расспросят Вас о развитии ребенка, а также понаблюдают за ним в условиях игры и его естественной активности. Специалисты могут проводить простые игровые пробы (подключаться к игре ребенка с целью больше узнать о его текущем развитии); если на приеме присутствует врач-педиатр, он может провести осмотр ребенка.

В результате первичного приема специалисты сделают вывод о наличии или отсутствии у ребенка ограничений жизнедеятельностипо разным областям развития, то есть трудностей, которые мешают малышу включаться и проявлять свою активность таким же образом, как это обычно делают его сверстники.

По результатам первичного приема, в зависимости от выявленных ограничений жизнедеятельности и их степени, специалисты вместе с родителями принимают решение о принятии семьи в программу ранней помощи и могут предложить семье разные формы работы: разовые или регулярные консультации специалистов, а также регулярные встречи в рамках индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП). Эти встречи могут проходить в разных форматах – индивидуальном, групповом или в формате домашнего визитирования (то есть на дому у семьи).


Что такое индивидуальная программа ранней помощи (ИПРП)? Как проходят занятия?

После того, как специалисты договорились с родителями о принятии семьи в программу ранней помощи, начинается этап так называемой междисциплинарной оценки: несколько встреч специалисты и родители посвящают тому, чтобы определить, с чем могут быть связаны текущие трудности ребенка, а также максимально четко и тонко определить, что сейчас хорошо получается у малыша, а с чем пока остаются сложности.

После окончания этапа оценки составляется Индивидуальная программа ранней помощи (ИПРП). Эта программа включает в себя цели, достигнуть которых специалисты и родители договариваются за определенный промежуток времени (обычно это 3 месяца). Цели выбираются на основе, в первую очередь, запроса и интересов семьи, а также на основе проведенных оценок. Цели формулируются четко, конкретно, указываются условия их достижения. Все цели обсуждаются с семьей, чтобы они были понятны и актуальны для родителей.

Цели программы ранней помощи всегда направлены на конкретные навыки ребенка, исходя не из абстрактных норм развития, а с ориентацией на обычную жизнь ребенка и семьи: работа над этими целями должна улучшать качество жизни ребенка и семьи день за днем.

Дальше в рамках ИПРП происходят регулярные встречи специалистов с семьей в том режиме, о котором они договорились. С семьей могут работать разные специалисты: педагоги, психологи, логопеды, физические терапевты (специалисты по движению), эрготерапевты (специалисты по нормализации ежедневных активностей ребенка). При этом программа ранней помощи создается одна на всех специалистов, и несмотря на то, что встречи с каждым из них всегда имеют свою специфику, они также всегда в курсе и учитывают общие цели и этапы работы своих коллег.

На занятиях специалисты консультируют родителей, помогают понять, как в повседневных делах можно активно помогать ребенку развиваться.Родители всегда не только присутствуют на занятиях, но и активно включены в процесс. Также специалист, играя и взаимодействуя с ребенком, может обучать родителей конкретным приемам и техникам. При этом акцент всегда сохраняется на том, чтобы помочь семье включить обучающие стратегии в ежедневную деятельность, прямо в привычные занятия, такие как прием пищи ребенком, купание, прогулки и игра.

После окончания периода, на который были рассчитаны цели, программа пересматривается, и цели ставятся снова. По достижении ребенком возраста 4 лет или после принятия совместного решения семьи и специалистов о завершении программы, специалисты Службы ранней помощи помогают ребенку осуществить переход в дошкольное образовательное учреждение. Они консультируют семью на этапе выбора детского сада, адаптации ребенка в новом месте, а также могут сотрудничать непосредственно с воспитателями и специалистами детского сада, чтобы помочь наладить пребывание ребенка в садике.