Работа службы ранней помощи и каждого её специалиста строится на основе следующих принципов:
1. Добровольность. Решение об обращении в службу и желание включить ребенка и семью в программу помощи или сопровождения исходят от родителей или лиц их заменяющих. Роль специалистов – донести информацию до родителей о возможностях службы, полезности ее для дальнейшего развития ребенка.
2. Бесплатность. Услуги ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей/законных представителей.
3. Доступность. Услуги ранней помощи доступны для семей, максимально приближены к месту их проживания.
4. Регулярность. Услуги ранней помощи в рамках индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) предоставляются семьям на регулярной основе в течение всего времени действия индивидуальной программы.
5. Открытость. Информация об услугах ранней помощи открыта и доступна для родителей и других непосредственно ухаживающих за детьми лиц в различных источниках, включая интернет ресурсы.
6. Конфиденциальность. Информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам службы, не полежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ.
7. Этичность. Услуги ранней помощи предоставляются потребителям в уважительной манере, с учетом их индивидуальных, семейных, религиозных и этно-культурных особенностей, ценностей, установок, мнений, приоритетов.
8. Компетентность. Услуги ранней помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию и соответствующие компетенции в области ранней помощи.
9. Научная обоснованность. При оказании услуг ранней помощи специалисты используют научно-обоснованные методы и технологии ранней помощи.
Также существуют специальные подходы, которые используют специалисты службы ранней помощи в построении своей работы с детьми и семьями:
1. Функциональный подход.
Подход, целью которого является такое функционирование ребёнка, в основе которого лежит его собственная активность и его способность к выполнению различных функций. Функциональный подход рассматривает целостные повседневные ситуации и способность ребёнка участвовать в них. В функциональном подходе ребенок обучается функциональным навыкам: это практические, полезные навыки, которые ребенок сможет применять в различных жизненных ситуациях. Основная задача специалистов, согласно функциональному подходу - улучшать способности ребенка функционировать в его обычной жизни. Смысл функционального подхода заключается в том, что ребенок обучается не отдельным изолированным навыкам, которых ему не хватает согласно возрастной норме и которые когда-то в будущем, возможно, смогут помочь ему успешнее обучаться, а функциональным навыкам, которые непосредственно связаны с его обычной жизнью и могут помочь ему успешно играть, гулять и общаться уже сейчас.
2. Личностно-ориентированность.
Все мероприятия, которые планируются и осуществляются в службе для оказания помощи и поддержки ребенку строятся на основе представлений о том, что ребенок является самостоятельной ценной для всех личностью. Его затруднения, его сильные стороны, его потребности и желания становятся отправной точкой в составлении ИПРП, но не представления профессионалов о том, как должен ребенок функционировать и что для этого нужно в нем изменить. Ребенок воспринимается, как активный человек, который имеет собственные ресурсы для развития, а профессионалы должны создать для этого подходящие условия. Кроме того, для всех сотрудников службы ранней помощи ребенок с нарушениями в развитии воспринимается, в первую очередь, как ребенок с его естественными детскими интересами и потребностями, такими, как потребность общаться, наблюдать, играть, изучать мир и пр. Они стремятся помочь семье осознать, что их ребенок, так же, как все дети в мире, нуждается в нормальной организации его жизни, в том, чтобы у него были выходные дни и праздники, поездки и путешествия, веселые, интересные и развлекательные игры, чтобы он мог общаться со сверстниками, наслаждаться лакомствами, купанием, мыльными пузырями и многим-многим другим.
3. Семейно-ориентированность и партнерство.
Оказание помощи и поддержки ребенку и семье на основе этого принципа означает, что профессионалы признают, что семья постоянна в жизни ребенка и является наиболее важным ресурсом в развитии ребенка. Семейно-ориентированный подход к оказанию помощи требует, чтобы профессионалы, сотрудничали с семьей, развивали партнерские отношения с членами семьи и постоянно делились с ними информацией о ребенке. Кроме того, семейно-ориентированный подход предусматривает, что ИПРП будет строиться на основе потребностей семьи, со знанием контекста семьи, будет осознанна семьей и ее выполнение будет максимально вписано в привычную жизнь семьи. То есть, стать семейно-ориентированными означает, что специалисты, как профессионалы должны рискнуть и начать работать в команде, включающей в себя родителей, гарантировать, что семьи будут участвовать в определении целей программы помощи, будут координаторами услуг, что они вместе будут развивать отношения доверия на основе коммуникации, определения ясных ролей и создания комфорта. Семейно-ориентированный подход означает также, что специалисты, которые работают в службе, развивают добрые отношения с родителями. Они включают в свою работу разговоры с родителями относительно их восприятия ситуации, их чувств и потребностей. Развитие понимания восприятия родителями ребенка, ободрение, поддержка, усиление семьи – неотъемлемая часть работы с родителями и ребенком.
4. Командная работа, междисциплинарность.
Междисциплинарный подход понимается, как совместная работа специалистов разных областей знаний (медицины, педагогики, психологии, социальной работы и др.), составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями междисциплинарного взаимодействия. Междисциплинарный подход направлен на преодоление границ между отдельными дисциплинами, увеличение возможных связей, взаимодействий среди членов команды, построение сотрудничества, которое позволяет формировать единый взгляд на ребенка, его сильные стороны и проблемы, планировать программу помощи. Поскольку базовым для ранней помощи является то, что семья имеет самое большое влияние на детское развитие, члены семьи являются очень важной частью междисциплинарной команды и вовлечены в процесс междисциплинарной оценки, постановку целей, создание программы помощи для себя и своего ребенка, реализацию программы и планирование ее развития. Все члены команды разделяют ответственность за реализацию программы помощи семье, при этом выполняет план семья и один член команды, который обозначен как ведущий специалист. Именно этот специалист сосредоточивается на формировании отношений с семьей и ребенком. Он курирует процесс выполнения программы, привлекая, в случае необходимости других специалистов команды. Команда в службе ранней вмешательства может состоять из разных специалистов: педиатр развития, физический терапевт (специалист по двигательному развитию), эрготерапевт, логопед, детский психолог, педагог. Иногда данный состав специалистов может быть расширен за счет социального работника, координатора по работе с семьями, аудиолога, физиолога зрения, невролога.
5. Межведомственный подход.
Межведомственный подход к оказанию помощи семье предполагает планирование помощи семье в сотрудничестве со всеми службами, оказывающими услуги и включенными в жизнь ребенка: службы здравоохранения, социальной помощи, дошкольные образовательные учреждения, некоммерческие организации. Информация от этих служб с одной стороны помогает точнее определить цели программы вмешательства, создать план помощи, выявить необходимые ресурсы для осуществления программы, улучшить поддержку ребенку и семье, с другой стороны – расширить спектр помощи семье. При этом важно, чтобы ведущий специалист знал о тех службах, которые посещает семья и координировал все услуги между собой. Еще одна задача специалистов службы – помочь семье найти другие службы, способные ей помогать, в соответствии с запросом родителей и потребностями семьи (например, для получения материальной помощи, определения ребенка в группу кратковременного пребывания и т.д.).
Статьи по теме:
1. «Использование принципа доступности в практике работы службы раннего вмешательства», Самарина Л.В.
2. «Принцип использования научно-доказанных подходов к построению программ раннего вмешательства», Авила О.Г., Чипурко С.А.
3. «О принципе развития в естественной среде», Матвеева О.М.
4. «Жизнь ребенка в семье – базовый принцип раннего вмешательства», Балобанова В.П.
5. «Принцип командной работы: команда вокруг ребенка в 21 веке», П. Лимбрик.
6. «Принцип междисциплинарной командной работы в раннем вмешательстве», Трифонова Н.Н., Луконина Ф.Д., Ханнанова Р.А., Тухфатуллова А.Н., Антонова Ж.В.
7. «Реализация принципа нормализации жизни в программах раннего вмешательства», Лапардина Г. М., Даздорова С. Ю.
8. «Принцип опоры на сильные стороны ребенка и семьи», Иванова Е. Н.
9. «Принцип опоры на позитивный образ ребенка и родителя», Ермолаева Е.Е., Козлова А.С.
10. «Принципы семейно-центрированных программ раннего вмешательства», Т. Лонг.
11. «Раннее начало как один из принципов в реализации программ раннего вмешательства», Аксенова О.Ж.
12. «Родитель как член междисциплинарной команды», Есипова Т. П., Кобякова Е. А., Штягинова Е. А.