Размер шрифта: AAA
Изображения OnOff
Цвет сайта CC
обычная версия сайта

Специалисты службы ранней помощи

В службе ранней помощи работает междисциплинарная команда специалистов. Это позволяет посмотреть на ребенка и его семью с разных сторон, лучше оценить возможности ребенка, определить проблемы и ограничения, а также его сильные стороны, опираясь на которые специалисты совместно с родителями составляют программу помощи для конкретного ребенка.
В состав междисциплинарной команды входит:

· психолог;

· специальный педагог;

· логопед или специалист по ранней детской коммуникации;

· физический терапевт (специалист по развитию движений);

· эрготерапевт;

· врач (педиатр, детский невролог)

Все специалисты проводят междисциплинарную оценку. На её основании специалисты планируют и осуществляют групповые и индивидуальные занятия.

Работа в команде строится на партнерских взаимоотношениях между специалистами, все решения принимаются ими совместно после обсуждений, но при этом каждый член команды несет ответственность за свою профессиональную работу.

Поэтому все специалисты должны обладать навыками командного взаимодействия – совместное ведение приемов с семьями и детьми, выработка единого мнения при обсуждении и построении индивидуальных программ помощи, передача своих профессиональных знаний коллегам по команде.




Все специалисты службы должны иметь соответствующую квалификацию в области работы с детьми с нарушениями раннего возраста:

· высшее профильное образование, постдипломное обучение в области раннего вмешательства

· знания и умения для проведения оценки; планирования, осуществления и мониторинга программы помощи; ведения беседы; индивидуального и группового консультирования (в рамках своей дисциплины)

· для всех вновь приходящих специалистов проводится полное ознакомление с услугами, ролями и обязанностями, правилами заполнения документов


При этом всем специалистам важно постоянно осуществлять свое профессиональное развитие в соответствии с потребностями службы:

· проведение междисциплинарных обсуждений с разбором конкретных случаев и индивидуальных программ вмешательства

· доступ к современным исследованиям, например, профессиональным журналам, интернет-библиотекам, профессиональным группам (по профессиональным интересам)

· регулярное повышение своей квалификации (участие в семинарах, курсах и прочих образовательных мероприятиях)

регулярное участие в проведении информационных, обучающих мероприятий в области раннего вмешательства и/или смежных областях
Развернуть

  

Компетенции, необходимые для всех специалистов службы раннего вмешательства:
Знает Умеет

- особенности развития детей первых лет жизни

- проводить скрининговое обследование зрения и слуха и оценивать полученные результаты

- инструменты для оценки развития ребенка первых лет жизни

- консультировать и отвечать на вопросы родителей, в т.ч. об особенностях развития ребенка и развивающих играх

- показания для направления в службу раннего вмешательства, включения в программу ранней помощи

- планировать, проводить, оценивать эффективность ИПРП

- методы оценки и помощи, которые применяют в своей работе другие специалисты службы

- находить контакт с ребенком и семьей, уважать их выбор, поддерживать равноправные партнерские отношения

- особенности детей с функциональными нарушениями

- представлять родителям полную, достоверную информацию о программе помощи, предоставлять необходимые заключения 

- различные подходы в помощи детям с нарушениями в развитии

- организовывать развивающую среду для ребенка

- основные документы, касающиеся детей с ОВЗ

- согласованно работать в команде

- этические нормы

- участвовать в супервизиях


- вести необходимую документацию

У каждого специалиста Службы ранней помощи существуют задачи, которые он решает в соответствии с его специальностью.

Также существуют процедуры, которые члены междисциплинарной команды выполняют, объединившись в мини-команды, и они касаются оказания услуг конкретным детям и семьям, например: проведение первичных приемов и последующее заполнение документации; планирование и проведение оценочных процедур; составление индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП), проведение встреч с семьей и ребенком и пр.

Существуют общекомандные процедуры, такие, как междисциплинарный консилиум, супервизия, оценка эффективности деятельности команды, планирование мероприятий, повышение квалификации. Такие процедуры проводятся при участии всех специалистов Службы.

В связи с этим в описании работы каждого из специалистов важно отметить:

· специфику работы данного специалиста в ранней помощи (специфичная целевая группа, специфичные знания, умения, навыки);

· индивидуальную работу (клиенты и их проблемы, формы);

· роль в мини-командах;

· участие в общекомандных процедурах и его ответственность.



Педиатр

Основной задачей в работе педиатра является оценка соматического здоровья ребенка, констатация нарушений функций и структур организма и определение степени влияния здоровья и особенностей организма на развитие ребенка. Выполняет это педиатр на первичном приеме и во время проведения оценочных процедур.

На первичном приеме педиатр развития собирает сведения о здоровье ребенка, выявляет факторы медицинского и биологического риска, ведь каждый из медицинских диагнозов в той или иной степени влияет на развитие ребенка, а значит, требует наблюдения специалистов. Педиатр выясняет потребности ребенка и семьи, касающиеся состояния здоровья ребенка, изучает представления родителей о ребенке, трудностях, связанных с развитием. Педиатр осматривает ребенка, оценивает физическое и двигательное развитие. Отмечает, когда ребенок приобретал те или иные двигательные навыки (когда начал удерживать голову, переворачиваться, садиться и т.д.). Очень важным аспектом работы педиатра развития является проведение скрининга зрения и слуха у ребенка. По итогам первичного приема педиатр заполняет свою часть бланка первичного приема, участвует в обсуждении информации, которую получил второй специалист.

Педиатр участвует в разработке ИПРП совместно с другими специалистами службы, внося рекомендации, касающиеся в первую очередь особенностей здоровья ребенка. Например, если у малыша эпилепсия, педиатр объясняет особенности этого заболевания, причины появления приступов, его внешние проявления, что делать специалисту во время приступа у ребенка, как правильно распределить нагрузку во время занятия.

Педиатр участвует с другими специалистами в организации следующих услуг:

· содействие развитию функционирования ребенка в ежедневных жизненных ситуациях: участвет в домашних визитах, помогая родителям организовать домашнюю обстановку так, чтобы улучшить функционирование ребенка и облегчить повседневный уход за ним

· услуг, содействующих развитию ребенка. По мере осуществления ИПРП педиатр консультирует семью по вопросам, касающимся режима дня, сна, аспектам кормления ребенка и т.д. Он обучает мать или другого члена семьи приемам ухода, способствующим развитию ребенка. Педиатр также предоставляет родителям информацию об особенностях развития ребенка: как те или иные медицинские проблемы могут влиять на развитие ребенка и на что, исходя из этого, требует обратить внимание. Рекомендует, при необходимости, консультацию тех или специалистов: окулиста, невролога, ортопеда и т.д.

Педиатр всегда участвует в проведении консилиумов и супервизий, обеспечивая других специалистов необходимой информацией.
Развернуть


Физический терапевт

Физический терапевт – это специалист, занимающийся лечением функциональных нарушений (прежде всего, двигательных) не с помощью медикаментозного вмешательства, а с использованием физических упражнений, массажа и, что наиболее важно – активного, целенаправленного движения, которое инициирует сам пациент.

Цель работы физического терапевта - оказание помощи семьям, имеющим детей с двигательными нарушениями или риском их развития.

Работа физического терапевта направлена на улучшение качества жизни ребенка и семьи через сведение к минимуму последствий имеющихся двигательных нарушений; повышение способности ребенка к движению и независимому функционированию; профилактику формирования вторичных нарушений.

Задачи работы физического терапевта:

· оценка физического, функционального и психологического состояния ребенка и окружающей его обстановки. Анализ позитивных и негативных факторов, влияющих на развитие ребенка;

· участие в определении приоритетных целей вмешательства, планировании и осуществлении ИПРП;

· выбор конкретных методов и приемов помощи ребенку с двигательными нарушениями;

· оценка изменений, происходящих в функциональном состоянии ребенка в ходе реализации ИПРП;

· оценка эффективности выбранных приемов развития и динамики развития в ходе реализации ИПРП (при необходимости возможно внесение изменений в соответствии с изменением состояния ребенка);

· подбор и адаптация специальных приспособлений, необходимых ребенку с тяжелыми двигательными нарушениями соответственно весу, росту, возможностям ребенка и степени нарушений. Консультирование и обучение родителей использованию этих приспособлений;

· разработка и обучение родителей физиотерапевтическому менеджменту;

· ведение документации.

Специфика работы физического терапевта в ранней помощи заключается в том, что:
  1. Он работает в междисциплинарной команде.
  2. Его деятельность происходит в игровой форме, в игровой комнате, в ситуации знакомой и максимально приближенной к той, в которой обычно находится ребенок.
  3. Ребенок является активным участником процесса абилитации, работа с ним основана на создании у него мотивации и вовлечении его в игровую деятельность.
  4. Физический терапевт работает с ребенком и его семьей постоянно, а не в течение какого-то курса.
  5. Родители являются активными участниками и партнерами в работе физического терапевта. 

Помощь, оказываемая физическим терапевтом, ориентирована на функциональные проблемы конкретного ребёнка, на решение задач, важных для его жизнедеятельности и двигательной активности, предотвращение развития осложнений, обучение родителей. Это обеспечивает функционирование ребёнка в течение дня, обучает его самостоятельности в быту, приобретённые ребёнком навыки, позволяют нормализовать жизнь семьи и увеличивают независимость ребёнка.

Физическому терапевту необходимо обладать следующими знаниями:

· об анатомии и физиологии двигательного развития, формировании двигательных навыков у ребенка, начиная с периода новорожденности (зная, как происходит двигательное развитие обычного ребенка, легче представить, как происходит развитие движений у ребенка с двигательными нарушениями);

· о биомеханизме движения, его характеристиках: сила, скорость, направление, баланс, видах двигательной активности. Физическому терапевту также необходимо владеть такими понятиями, как: поза, баланс, постуральный контроль, мышечный тонус, контрактура;

· о том, что движение не происходит без контроля центральной нервной системы. В центрах головного мозга постоянно происходит работа по координации и переработке информации, которая поступает по чувствительным проводящим путям. Важны знания о возможных положениях тела в пространстве, расположении частей тела при этом, готовности мышц к работе;

· о том, что движение невозможно без работы других систем организма: органа зрения, органа слуха, вестибулярного аппарата, о том, что на качество движения влияет и общее состояние ребенка, и функциональная организация среды, окружающей ребенка с нарушениями;

· о методах работы с детьми с различными видами нарушений, в том числе и с множественными нарушениями;

· о методах консультирования и поддержки родителей.

Для реализации своих задач физический терапевт участвует в проведении первичных приемов, проводит индивидуальные встречи с ребенком и его семьей, консультации по запросу родителей об особенностях, этапах, закономерностях двигательного развития ребенка; участвует в проведении групповых занятий, осуществляет домашние визиты; составляет программы круглосуточного двигательного сопровождения ребенка – «физиотерапевтический менеджмент».

В случае включения семьи в программу вмешательства физический терапевт проводит углубленную оценку двигательного развития, обращая при этом внимание на:

· физическое, функциональное, психологическое состояние ребенка, анализируя позитивные и негативные факторы, влияющие на его развитие ребенка (анамнез, скрининги, состояние здоровья);

· психологическое состояние мамы, ее отношение к проблеме, готовность к сотрудничеству, особенности ее взаимодействия с ребенком;

· уровень актуального развития движений, двигательное поведение ребенка;

· наличие патологических рефлексов и вторичных осложнений;

· необходимость подбора и использования вспомогательного оборудования;

· особенности ухода и режим дня ребенка.

По результатам оценки физический терапевт совместно с другим специалистом составляет и реализует ИПРП.
Развернуть


Формы работы физического терапевта в Службе ранней помощи:

V Физический терапевт совместно с остальными специалистами принимает участие в обсуждении первичных приемов, принимая решении о необходимости включения семьи и ребенка в программы раннего вмешательства или однократной консультации по заявленной проблеме.

V Он участвует в проведении супервизий, помогая специалистам в осуществлении или изменении ИПРП, оценивая степень, характер двигательных нарушений ребенка и его функциональных и соматических возможностей; помогая в организации функциональных поз и подборе вспомогательного оборудования и среды; подборе способов обучения движениям.

V Физический терапевт работает над повышением собственной квалификации, предоставляет необходимый уровень знаний по двигательному развитию и физической терапии своим коллегам по службе.



Специальный педагог

Специальный педагог помогает нормализовать жизнь ребенка, развивая его познавательные способности. Задача специального педагога - сделать доступным для ребенка познание окружающего мира. Причем, специальный педагог в ранней помощи не занимается развитием отдельных познавательных процессов: памяти, мышления и т.д., гораздо важнее развитие сохранных каналов получения информации, интереса к окружающему миру, любознательности, поддержка исследовательских способностей, игровых навыков, способности быть включенным, погруженным в игру.

Специфика работы педагога заключается в том, что:

· он обладает необходимыми знаниями об особенностях познавательного развития детей раннего возраста; необходимыми знаниями по всем областям развития ребенка раннего возраста, знаниями из смежных с педагогикой наук (психологией, физической терапией, медициной)

· он владеет методами организации педагогической работы с детьми с различными видами нарушений, в том числе и с множественными нарушениями

· в фокусе внимания работы педагога находится не только ребенок, но и его близкие (мама). Из всего времени индивидуальной сессии 60 – 70% времени педагог проводит, беседуя с мамой о том, как учится ребенок, каковы обучающие возможности домашней среды, как можно продолжить развитие ребенка дома и вписать обучение в повседневные дела (умывание, еда, прогулки, игра и т.д.), что у них уже получается, что можно попробовать еще. И только 40 – 30% времени проходит в непосредственном общении педагога с ребенком и мамой

· педагог умеет работать в команде, сотрудничая с другими специалистами

· он владеет базовыми методами консультирования и поддержки взрослых.

Работа педагога в Службе строится на знании и понимании:

· того, что каждый ребенок может учиться и развиваться;

· того, что ребенок является активным и инициативным исследователем окружающего мира, каждый ребенок способен показать, что ему интересно в данный момент и чему он хочет научиться

· основной способ обучения ребенка – его собственная самостоятельная свободная игра, взрослый – активный участник игры ребенка, поддерживающий игру и поощряющий ребенка играть;

· того, что ребенок познает окружающий мир и через общение с близкими взрослыми, через наблюдение за людьми и окружающим миром;

· основным условием того, что ребенок будет чему-то учиться является его эмоциональное благополучие, обусловленное тем, что ребенка понимают и учитывают его потребности;

· закономерностей и особенностей познавательного развития детей раннего возраста, необходимости прохождения ребенком всех стадий познавательного развития.

Цель работы педагога в Подразделении ранней помощи – оказание помощи семьям с детьми, имеющим проблемы в познавательной области развития.

Задачи:
  1. Определение уровня актуального развития ребенка в познавательной сфере развития.  
  2. Определения доступного ребенку способа получения знаний. Известно, что дети получают знания следующими способами: наблюдение, общение, игра (действия с предметами), исследование, подражание. Очень часто для детей с особенностями какой-либо способ недоступен или затруднен (например, для ребенка с ДЦП может быть затруднен способ исследования, с нарушением зрения – наблюдение на основе зрения). Следовательно, педагогу необходимо определить, как ребенок может получать знания.
  3. Составление вместе с другими специалистами и с семьей ИПРП, которая может включать и индивидуальные занятия, направленные на развитие познавательной сферы ребенка. Цель таких занятий – дать ребенку возможность получать сведения об окружающем мире доступным ему способом, расширять количество знаний о самом себе, других людях, об окружающем мире.
  4. Совместная с семьей реализация ИПРП. Очень важно, чтобы реализация программы происходила не только на индивидуальных занятиях, но и в повседневной активности дома. Поэтому задача специального педагога не только организовать развивающее взаимодействие с ребенком в кабинете, но и помочь маме дома создать такие условия для ребенка, чтобы его познавательное развитие шло и там, в повседневной жизни, в режимных моментах.
  5. Оценка динамики развития ребенка, которая осуществляется на основе наблюдений за ребенком и бесед с родителями. 
  6. Ведение необходимой документации.
Развернуть

Формы работы специального педагога в службе ранней помощи.

V Педагог вместе с педиатром участвует в первичных приемах. Как правило, запрос родителей, которых диспетчер записывает на первичный прием к педагогу, может звучать так: «хочу оценить уровень развития своего ребенка», «хочу узнать, как развивать своего ребенка», «в какие игры и игрушки играть» и тому подобное, в этом случае педагог обращает внимание, прежде всего, на уровень развития познавательного интереса у ребенка, на наличие у него способов познания, на уровень развития игры и делится своими наблюдениями с родителями, обсуждает результаты наблюдения.

V Проведение углубленной оценки познавательной области развития ребенка.

V Консультации, которые проводятся по запросу родителей в случае, если у ребенка нет значительных проблем в развитии, но родители испытывают недостаток знаний о путях и способах развития ребенка или тревожатся по поводу уровня его развития.

V Индивидуальные развивающие занятия с парой «мама-ребенок». Такие занятия проводятся для детей, которые имеют отставание в познавательной области развития или в области понимания речи.

V Групповые занятия с детьми раннего возраста, направленные на их социализацию и познавательное развитие.

Участие педагога в общекомандных процедурах.

V Педагог участвует вместе с другими членами команды в обсуждении первичных приемов, принимает решение о включении ребенка в программы раннего вмешательства. По результатам оценки, педагог вместе с другим специалистом (врачом) составляет и реализует ИПРП. Участвует в проведении супервизии, помогая специалистам наметить следующие шаги в развитии ИПРП, подобрать методы и приемы развития познавательной сферы, найти доступные для ребенка способы получения знаний.

V Педагог постоянно работает над повышением собственной квалификации и самообразованием.



Логопед

Цель работы логопеда в ранней помощи: развитие коммуникативных способностей ребенка; становление вербальных (речь) и невербальных (жесты, мимика, телодвижения, интонации) средств общения; помощь в освоении дополнительных (альтернативных) или поддерживающих (аугментативных) средств коммуникации (картинки, пиктограммы, символы). Логопед работает с детьми с нарушениями коммуникации, вызванными различными причинами.

Задачи
  1. Помочь ребенку наладить общение с окружающими теми средствами коммуникации, которые доступны ему в данный момент времени.
  2. Научить маму, близких людей видеть, понимать и использовать те же коммуникативные сигналы, те же средства коммуникации, которые использует ребенок. 
  3. Работа со специалистами детских заведений, которые посещает ребенок (детский сад, развивающий клуб и т.д.): необходимо, чтобы в детских учреждениях ребенок мог вступать в коммуникацию доступными для него средствами общения, и люди, окружающие его могли его понять.

Специфика работы логопеда в службе ранней помощи заключается в том, что он:

· работает с детьми, начиная с периода новорожденности;

· обладает необходимыми знаниями по всем областям развития ребенка, для того, чтобы участвовать в работе междисциплинарной команды;

· обладает необходимыми знаниями об этапах и особенностях коммуникативного и речевого развития детей раннего возраста;

· обладает знаниями об альтернативных средствах коммуникации, умеет обучать детей пользоваться данными средствами;

· владеет методами работы с детьми раннего возраста (в том числе с нарушениями развития) и их родителями.

Отличие работы логопеда Службы ранней помощи от работы логопеда, работающего в других организациях.
  1. Логопед в других организациях работает с детьми, начиная с 3 – 5 летнего возраста, а логопед Службы ранней помощи работает с момента появления ребенка на свет.
  2. Логопед в других организациях работает с детьми, которые уже имеют в той или иной степени какой-то уровень развития речи. И предметом деятельности логопеда является только одно средство общения – РЕЧЬ. Логопед Службы ранней помощи работает со всеми (вербальными и невербальными) в том числе и альтернативными, средствами коммуникации. 
  3. Логопедия, как часть дефектологии, занимается проблемами патологии речи в основном: нарушениями звукопроизношения, лексико-грамматическим недоразвитием, заиканием. Логопед Службы ранней помощи так же обращает внимание на речь, т. к. именно она является самым эффективным средством общения, но занимается не исправлением, коррекцией ее, а вызыванием речи у детей, развитием предпосылок ее формирования.

Роль логопеда в работе мини-команд. 

  1. В паре с педиатром логопед участвует в проведении первичных приемов. 

  2. В паре с физическим терапевтом, психологом или специальным педагогом проводит групповые и индивидуальные занятия, консультации, заполняет необходимую документацию. 

  3. Выполняет углубленную оценку коммуникативного развития ребенка в рамках междисциплинарной оценки. Полученную в ходе оценки информацию, доносит до сведения специалистов, работающих с данной семьей и ребенком.

Проводя углубленную оценку, логопед изучает и описывает следующие особенности коммуникации ребенка:
  1. Характер коммуникации (намеренная или ненамеренная); 
  2. Особенности коммуникативных актов (частота, формы, функции);
  3. Использование средств коммуникации;
  4. Навыки диадного взаимодействия;
  5. Понимание коммуникативных сигналов партнера;
  6. Особенности коммуникативной среды.

Также логопеду важно знать состояние слуха и зрения ребенка.

В процессе оценки логопед использует родительское интервью, наблюдение взаимодействия родителя с ребенком (с видеозаписью), структурированные пробы, при необходимости – формализованные инструменты или шкалы.
Развернуть

Формы работы логопеда:

V индивидуальные занятия с парой «мама-ребенок»;

V групповые занятия,

V индивидуальное и групповое консультирование родителей;

V консультирование специалистов служб ранней помощи, педагогов ДОУ, медицинских работников по проблемам ребенка.

Участие логопеда в общекомандных процедурах.

V При обсуждении первичных приемов логопеда вместе с другими членами команды он анализирует сведения о семье и ребенке, полученные на первичном приеме, участвует в коллективном принятии решения о том, нуждается ли ребенок в программе раннего вмешательства, выносит свое экспертное мнение о том, необходима ли ребенку помощь логопеда.

V Логопед оказывает помощь членам команды на разных этапах осуществления ИПРП, обеспечивая возможность специалиста общаться с ребенком.

V При проведении супервизии вместе с другими членами команды отслеживает соблюдение стандартов оказания услуг ранней помощи в работе специалистов.

V Участвует в оценке эффективности деятельности команды, планировании общекомандных мероприятий, принимает участие в решении общих вопросов.

V Работает над повышением собственной квалификации, участвует в повышении квалификации специалистов службы, готовя для них сообщения об особенностях развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста, об особенностях коммуникации детей с различными нарушениями развития.



Психолог

Цель работы психолога в службе ранней помощи – оказание помощи семьям, в которых наблюдаются трудности во взаимодействии с ребенком, нарушения социально-эмоционального развития, адаптивных процессов, поведения у ребенка.

Задачи
  1. Помощь родителям в понимании причин нарушения взаимодействия с ребенком, эмоциональных трудностей ребенка.
  2. Поиск вместе с семьей путей оптимизации взаимодействия с ребенком, помощь родителям в решении проблем посредством занятий с парой «мама-ребенок».
  3. Психологическая помощь родителям. Проблемы в эмоциональном развитии ребенка часто влекут за собой проблемы родителей (повышенная тревожность, хроническая усталость, подавленность, депрессия, страхи и пр.) Важно помочь родителям справиться с этими состояниями, чтобы они, в свою очередь, могли более качественно помочь своему ребенку.

Дети, с которыми работает психолог, могут иметь следующие социально-эмоциональные проблемы:

· отставание ребенка в социальной области;

· аутистические тенденции (разные их виды – от легких проявлений до тяжелых нарушений), нарушения адаптации и регуляции;

· тревожные расстройства;

· проблемы поведения: агрессивность, капризы, истерики и пр.;

· нарушения взаимодействия с родителями (или другими членами семьи).

Специфика работы психолога в Службе ранней помощи заключается в том, что: 

  1. Он работает с детьми, начиная с периода новорожденности (раньше считалось, что ребенку раннего возраста психолог не нужен). 

  2. Он обладает необходимыми знаниями по всем областям развития ребенка, для того, чтобы участвовать в работе междисциплинарной команды. 

  3. Он обладает необходимыми ему знаниями об особенностях социально-эмоционального развития детей раннего возраста, об особенностях построения отношений между младенцем и мамой, умеет работать с парой «ребенок-мама» по развитию между ними хороших отношений. 

  4. Он владеет методами работы с детьми раннего возраста (в том числе, с нарушениями развития) и их родителями.

В частности, его работа строится на понимании:

· важности и влияния на все последующее развитие раннего эмоционального опыта ребенка, раннего опыта отношений с близкими людьми, роли эмоциональной привязанности как особой связи между взрослым и ребенком;

· необходимости конструктивных взаимоотношений между взрослыми и ребенком раннего возраста;

· стадиальности раннего эмоционального развития;

· особенностей переживаний родителей, имеющих ребенка с нарушениями развития.

В процессе углубленной оценки психолог изучает особенности социального, эмоционального развития ребенка, а также особенности взаимодействия в паре «мама-ребенок». Чаще всего психолог использует метод наблюдения. Он наблюдает за взаимодействием мамы с ребенком в разных ситуациях (как правило: кормление, одевание, их совместная игра).При этом специалист наблюдает за следующими параметрами:

· есть ли у мамы "материнская речь" (изменение голоса, выражения лица, жестов, речи)

· чувствительна ли мама к "высказываниям" ребенка, считает ли их высказываниями, слышит ли их, отвечает ли на них, переспрашивает ли

· оставляет ли мама ребенку время для "ответа"

· отзывчива ли мама на потребности ребенка

· насколько мама и ребенок направлены друг на друга, симметричность их взаимодействия, наличие диалога, им весело друг с другом, они наслаждаются общими делами, эмоциями, открытиями, есть ли так называемое «переплетение»

· если предстоит изменение активности, готовит ли мама ребенка к этому. Например, когда приходит время закончить игру, она говорит: «Ну, вот мы и поиграли, давай соберем последнюю картинку, потом отнесем их на полку и пойдем домой»

· отзывчива ли мама на эмоциональные проявления ребенка, понимает ли и принимает ли эмоции ребенка, как реагирует (позитивно или негативно), умеет ли утешать или требует прекратить плач

· наличие у мамы агрессии по отношению к ребенку (критика, враждебность, провокации, намеренное расстраивание ребенка, яростные жесты, шлепки, отвержение)

· то же у ребенка по отношению к родителю

· насколько мама во взаимодействии с ребенком признает его автономию: 

  1. его индивидуальность, желания, потребности, его скорость 

  2. разрешает ли делать выбор, вести себя спонтанно 

  3. предлагает ли помощь, поощряет ли самостоятельные действия, когда ребенок пробует что-то новое 

  4. обращает ли внимание на жалобы и протесты ребенка, объясняет ли ему свой отказ 

  5. «наделяет» ли мама ребенка способностью (чтобы тот успешно что-то завершил, добился успеха, избежал катастрофы)

· насколько мама и ребенок умеют договариваться и сотрудничать друг с другом, насколько сотрудничество симметрично

· как мама добивается повиновения ребенка во время ее законных требований
Развернуть

Формы психологической помощи ребенку и семье.

1. Консультирование родителей.

Данный вид работы применяется, когда у ребенка нет значительных проблем в развитии, в то время как родители испытывают недостаток информации о том, как справиться с преходящими трудностями. Основная задача консультативной работы – профилактика возникновения более серьезных проблем в эмоциональном развитии. Также консультирование чаще всего может помочь родителям, чей ребенок испытывает трудности, проистекающие из особенностей некоторых стадий эмоционального развития.

2. Помощь в развитии отношений в паре «мама-ребенок» во время индивидуальных встреч с парой.

Чтобы развивать отношения между мамой и ребенком нужно организовывать такую совместную деятельность, в которой они могли бы взаимодействовать. Например, мама и ребенок вдвоем:

· играют в песок, воду, любые сыпучие материалы

· рисуют, лепят

· «варят» еду, кормят кукол

· складывают разрезные картинки и т.д.

Специалист в это время:

· присутствует рядом, поощряет маму, поддерживает ее, хвалит, подсказывает, стимулирует развитие игры, обсуждает все (позитивное подкрепление)

· в случаях нарушения отношений пробует игру втроем, отчасти передавая маме инициативу (поддержка и помощь)

· если нарушения тяжелые, сам играет с ребенком, предлагая маме образец отношений, обсуждает с ней это (моделирование).

Занятия с парой «мама-ребенок» проводятся и в случае, если у ребенка наблюдаются более серьезные проблемы в эмоциональном развитии. В данном случае затруднения не снимаются только выполнением рекомендаций, которые может дать психолог.

3. Психотерапевтическая работа с родителями.

Данная форма работы может применяться психологом, если родители имеют собственные психологические проблемы, которые могут влиять на развитие ребенка. Это могут быть следующие проблемы: мама находится в состоянии послеродовой депрессии; у нее нарушились отношения с отцом ребенка или другими членами семьи; она испытывает хроническую усталость. Это могут быть и установки родителей, негативно влияющие на ребенка, например, преувеличение значения познавательного развития ребенка и недооценка эмоционального.

Осуществляя психотерапевтическую работу, психолог использует те психологические техники работы с клиентом, которыми владеет.

4. Консультирование других специалистов по проблемам работы с семьями, обучение их техникам взаимодействия с семьей.

Любой специалист, начинающий работу с семьей, имеющей ребенка с нарушениями развития, неизбежно сталкивается чувствами родителей, которые необходимо учитывать при работе с семьей.

Как правило, образ ожидаемого ребенка формируется у родителей еще до его рождения. Когда вместо здорового ребенка рождаются ребенок с нарушениями развития, родители испытывают очень серьезные переживания. Переживание горя имеет свои этапы, в соответствии с которыми и строится работа с семьей. Задача психолога – познакомить других специалистов с этими этапами, научить, каким образом нужно общаться с родителями, чтобы оказать им необходимую поддержку, и при этом самим не быть психологически травмированными.

Другая проблема, с которой сталкиваются специалисты, работающие с детьми с нарушениями развития – неготовность мамы психологически «отпустить» своего взрослеющего ребенка. Роль психолога – помочь специалистам таким образом построить Программу помощи, чтобы при ее осуществлении мама могла постепенно понять, что ее ребенку, так же, как и здоровому, надо предоставлять самостоятельность; что, отделяясь от мамы, ему надо пройти те же стадии эмоционального развития, которые проходит любой другой ребенок. Только таким образом ребенок может достичь определенного уровня саморегуляции и самоконтроля, чтобы в конечном итоге встать на путь развития по линии самостоятельности и отдельной личности.

Самой главной особенностью работы с родителями на любом этапе оказания помощи считается предоставление им возможности проговаривать свои чувства. Специалисту важно уметь «разговорить» маму, сделать так, чтобы ей захотелось рассказать ему о том, как ей приходится нелегко, что больше всего волнует, чего она больше всего боится, чего бы ей больше всего хотелось. Это дает возможность формирования прочного союза с родителями, что способствует более качественному оказанию помощи ребенку. Здесь роль психолога – научить членов команды приемам присоединения к клиенту, умению войти с ним в контакт, приемам активного слушания.

Психолог в службе ранней помощи участвует в организации и оказании самых разнообразных услуг:

V Групповые занятия. Психолог участвует в проведении занятий вместе с другим специалистом (чаще педагогом). Психолог помогает мамам во время занятия настроиться на своего ребенка, научиться прислушиваться к нему, лучше видеть, понимать и читать сигналы своего младенца. Способствует установлению недирективного стиля проведения встреч, снижению у мам уровня тревоги и депрессии, повышению родительской компетентности и уверенности в уходе за малышом, расширению социальных контактов.

V Во встречах «Родительского клуба» как правило, участвует психолог и специалист, необходимый по теме занятия. Психолог организует обмен родительскими мнениями, дискуссии по данной проблеме и при необходимости может делиться с родителями профессиональной информацией.

V На междисциплинарном консилиуме психолог вместе с другими членами команды анализирует сведения о семье и ребенке, полученные на первичном приеме, участвует в коллегиальном принятии решения о том, нуждается ли ребенок в программах раннего вмешательства. Помимо этого, выносит свое экспертное мнение о том, необходима ли ребенку и семье психологическая помощь, какого рода может быть эта помощь (повторная консультация, занятия с парой «мама – ребенок», групповые занятия, психотерапевтическая помощь родителям).

V Также психолог оказывает помощь специалистам на разных этапах осуществления ИПРП: консультирует в случае затруднений при построении взаимодействия с родителями, во время планирования занятий с семьей, в понимании причин эмоциональных трудностей ребенка и его взаимодействия с членами семьи.

V При проведении супервизии вместе с другими членами команды отслеживает соблюдение стандартов оказания услуг раннего вмешательства в работе специалистов, помогает понять личностные особенности и особенности поведения ребенка и родителей, подобрать необходимые способы взаимодействия с ними.

V При оценке эффективности деятельности команды, планировании мероприятий, помимо общих вопросов, выносит компетентное мнение о том, насколько психологически комфортно чувствуют себя клиенты службы, члены команды, как грамотно с психологической точки зрения построить запланированное мероприятие.

V Работая над повышением квалификации, имеет план повышения собственной квалификации (изучение современных подходов к работе с семьей, психологической помощи родителям и детям). Участвуя в повышении квалификации других специалистов службы, готовит для них выступления на психологические темы, знание которых необходимо всем специалистам службы: о роли эмоциональной привязанности, о стадиальности социально-эмоционального развития, об особенностях переживания горя родителями детей с нарушениями развития, о нарушениях взаимодействия ребенка с членами семьи и др.

V В паре с педиатром психолог участвует в проведении первичных приемов. Регистратор/диспетчер в первую очередь на первичный прием, осуществляемый с психологом, записывает детей, родители которых еще на этапе записи на первичный прием говорят о психологических проблемах ребенка (например, не может расставаться с мамой) или просто просят записать их к психологу. Далее совместно с педиатром развития заполняет бланк первичного приема.

V Если команда принимает решение о проведении углубленной психологической оценки в рамках междисциплинарной оценки, то психолог изучает особенности развития ребенка, которые могли повлиять на его актуальное эмоциональное состояние и социальные навыки.

Кроме того, он изучает и анализирует сведения о семье и психологические особенности родителей: их эмоциональное состояние, готовность вступать в контакт, степень доверия к специалистам. Возможно, в ходе углубленной оценки выяснятся дополнительные сведения, которые могут влиять на эмоциональное состояние ребенка (например, психологическая травма). Также психолог оценивает эмоциональное состояние и поведение ребенка на приеме.

По результатам оценки психолог выдвигает гипотезу о том, что является основными причинами проблем ребенка, каким образом можно помочь родителям и ребенку.

V С учетом знаний о ребенке и семье, полученных психологом в ходе междисциплинарной оценки, вместе с другими специалистами, входящими в мини-команду, строится ИПРП. При этом психолог оказывает помощь другим специалистам службы в вопросах социально-эмоционального развития детей с нарушениями развития.