Размер шрифта: AAA
Изображения OnOff
Цвет сайта CC
обычная версия сайта

Экспертиза услуг ранней помощи


Team.jpg                                          

Для оценки качества услуг, предоставляемых Службой ранней помощи, могут быть использованы различные критерии и анкеты, предназначенные для заполнения руководителями Службы, специалистами или родителями.

                        


Инструменты для руководителей

Для оценки процесса развития ранней помощи в их регионе и эффективности работы Службы руководители могут использовать следующую анкету:

Анкета создание ранней помощи в регионах 

Также можно воспользоваться анкетой, основной фокус которой направлен на различные аспекты функционирования ранней помощи в регионе:

Анкета развитие ранней помощи

Информация о трудностях и сильных сторонах функционирования системы ранней помощи, полученная из этих анкет, может быть использована для оценки эффективности работы, создания отчетных материалов и планирования следующих шагов по улучшению качества работы системы ранней помощи на региональном уровне и уровне отдельной Службы.

Инструменты для специалистов

Специалистам также важно использовать в своей работе различные инструменты оценки эффективности построения рабочего процесса в ранней помощи. Эта информация помогает контролировать качество оказываемых услуг и планировать необходимые методические усовершенствования и повышения квалификации.

Чек-лист для специалистов 

Для оценки эффективности и качества реализации ИПРП специалисты могут предлагать родителям к заполнению следующую анкету:

Анкета Оценка эффективности ИПРП

Критерии оценки эффективности ИПРП для ребенка и семьи

Оценка результатов реализации индивидуальных программ помощи семье является важным этапом совместной работы специалистов и родителей, который определяет дальнейший маршрут вмешательства для ребенка и семьи: корректировка/постановка новых задач для ребенка и семьи на определенный промежуток времени, либо организация программы перехода в ДОУ, другие подходящие учреждения сферы образования, социальной защиты по достижении ребенком возраста 3-3,5 лет. 

Процессы оценки эффективности, как и построения и реализации программы вмешательства, должны быть общими для семьи ребенка и членов междисциплинарной команды и определенным образом фиксироваться.

На этапе оценки все специалисты междисциплинарной команды должны руководствоваться едиными принципами и подходами к доказательствам эффективности своей профессиональной работы.

Эффективность определяется с двух сторон: со стороны специалистов команды раннего вмешательства и со стороны получателей услуг - семьи и ребенка.

Для фиксации эффективности вмешательства могут использоваться количественные определители, задаваемые в МКФ, а именно обозначение числами от 1 до 5 степени затруднений, которые испытывает ребенок в основных сферах жизнедеятельности. Первичная оценка проводится совместно с родителями на диагностическом этапе в виде первичного приема и углубленной оценки способностей и навыков ребенка по доменам активности и участия и заполнения соответствующих протоколов, в которых наряду с качественным описанием навыков ребенка фиксируется их количественная отметка.

1. НЕТ затруднений (никаких, отсутствуют, незначительные,…) 0-4%

2. ЛЕГКИЕ затруднения (незначительные, слабые,…) 5-24%

3. УМЕРЕННЫЕ затруднения (средние, значимые,…) 25-49%

4. ТЯЖЕЛЫЕ затруднения (высокие, интенсивные,…) 50-95%

5. АБСОЛЮТНЫЕ затруднения (полные,…) 96-100%

На этапе оценки эффективности программы вмешательства осуществляется повторная процедура определения баллов, соответствующих степени выраженности затруднений на момент оценки, показатели сравниваются, становится очевидна динамика.

Наравне с оценкой результативности на основе количественных данных, существует потребность определения качества проводимых программ. С точки зрения получателей услуг, а именно семей и детей, данные показатели наиболее актуальны. 

Каким образом можно оценить качественную сторону проводимых программ и их эффективность?

Результаты определяются как полученная польза для семьи и качественные изменения, произошедшие в ходе проводимой программы и оказанной семье поддержки. Результаты нельзя определять только как факт получения услуг или удовлетворенность этими услугами, это то, что произошло с ребенком и семьей в результате предоставленных услуг.

Эффективность программы определяется степенью достижения задач, поставленных в ней. В индивидуальных программах раннего вмешательства задачи отвечают требованиям реалистичности, измеримости и достижимости и формулируются в виде ожидаемых результатов. При этом в программе формулируются условия достижения результатов ребенком, которые обеспечивают родители, специалисты. Оценивается также степень освоения родительских навыков и компетенций в оказании поддержки ребенку при обучении новым навыкам и умениям.

Что понимается под общими ожидаемыми результатами для детей и результатами для семей в Службе раннего вмешательства?

Результаты для детей

Данная группа результатов представляет собой три основные области: область социального взаимодействия, область, связанную с развитием конкретных функциональных навыков и знаний у ребенка, и область, касающуюся участия ребенка в социальной жизни.

1. В результате программы у ребенка установились позитивные социальные отношения.

В данной группе оцениваются все изменения, произошедшие в области социальных отношений, взаимодействия, социального поведения ребенка. В зависимости от возраста к данной группе можно отнести следующие достижения:

-    ребенок демонстрирует привязанность к наиболее значимым взрослым;

-    ребенок начал инициировать и поддерживать социальное взаимодействие с другими людьми;

-    ребенок демонстрирует доверие к другим людям;

-    ребенок ведет себя соответствующим образом в различных ситуациях, например, на игровой площадке, в магазинах, в центре и т.д.;

-    ребенок строит отношения с детьми и взрослыми;

-    ребенок умеет регулировать свои эмоции;

-    ребенок понимает и выполняет социальные правила.

2. В результате программы ребенок приобрел новые знания и навыки.

 В данной группе оцениваются достижения ребенком относительно приобретения новых функциональных навыков в одной или нескольких из следующих областей:

-    когнитивное развитие;

-    двигательное развитие (крупные и тонкие движения);

-    коммуникативное развитие;

-    игровые навыки;

-    социально-эмоциональное развитие;

-    самообслуживание. 

В качестве инструмента для оценки прогресса в различных областях развития должен использоваться те же инструменты, что использовались при оценке развития функциональных навыков на этапе углубленной оценки. Прогресс ребенка должен отслеживаться не столько с точки зрения устранения отставания по конкретным областям, так как для некоторых детей это невозможно, сколько по изменениям, произошедшим с данным ребенком с момента предыдущих измерений. Важно оценить, какие именно навыки появились в каждой из областей.

3. Ребенок участвует в различных мероприятиях и получает поддержку, соответствующую своим потребностям.

Данная область касается возможности участия ребенка, как в жизни его семьи, так и в других мероприятиях, характерных для других детей данного возраста без нарушений.

Оценивая результаты, следует отметить, получил ли ребенок в ходе программы возможность играть, общаться со сверстниками или другими детьми без нарушений. Посещает ли он вместе со своими родителями такие общественные места, как, например, зоопарк, театр, игровые площадки. Отдельное внимание должно быть уделено удовлетворению потребностей ребенка в самообслуживании.
Развернуть


Результаты для семьи

Результаты для семьи имеют даже более широкий спектр положительных эффектов от программы вмешательства. Нужно подчеркнуть, что в данном разделе мы говорим не о результатах с точки зрения семьи, а о результатах, оказывающих положительный эффект на семью. Удовлетворенность семьи программой вмешательства необходимо принимать во внимание при оценке программы, однако для оценки ее эффективности этого недостаточно. Специалисты также должны оценить программу с точки зрения тех изменений, которые произошли в самих родителях и в семейной ситуации. Возвращаясь к целям программ раннего вмешательства, необходимо напомнить, что одна из целей направлена на создание оптимальной среды для развития ребенка, которая может быть обеспечена компетентными родителями, знающими и понимающими потребности своего ребенка. Если родители чувствуют себя компетентными в выполнении родительских функций, то результат программы можно расценивать как положительный.

Каких результатов для семьи следует добиваться:

1. Семьи понимают сильные стороны своих детей, их способности и особые потребности. Понимание родителями нарушений ребенка, его состояния, причин определенного поведения и характерных действий, которые демонстрирует ребенок, а также возможных перспектив развития во многом определяет эффективность программ помощи ребенку. Часто на момент обращения в службу родители находятся на стадии отрицания, они не принимают факт наличия у ребенка нарушений и не понимают, каким образом с этим справляться, и чего ждать. Родителей можно считать компетентными в вопросах развития и воспитания ребенка с нарушениями, если они знают о специфических факторах риска, состоянии ребенка и его нарушении.

Члены семьи:

-   понимают, как развивается их ребенок с РАС, развитие каких навыков и способностей нужно поддерживать на каждом этапе;

-   отвечают на потребности ребенка, как общего характера (например, в игре, в общении), так и специфического характера, связанные с конкретными особенностями своего ребенка;

-   понимают стиль обучения своего ребенка (темп, как долго ребенок может удерживать внимание и т.д.) и его предпочтения;

-   могут, наблюдая за поведением ребенка, определять, какие изменения произошли в результате программы помощи, обучения, изменения стиля воспитания или домашней обстановки;

-   знают о рекомендованных программах помощи и услугах, направленных на улучшение состояния ребенка или устранение факторов риска.

2. Семьи помогают своим детям развиваться и учиться

Характерными в данной группе результатов являются следующие показатели:

-   семьи обеспечивают безопасную, обучающую и стимулирующую среду для своего ребенка (создают мотивирующую обстановку, используют любимые ребенком игрушки и ситуации);

-   используют специальные методы, которые могут быть эффективны для обучения ребенка с РАС или устранения его поведенческих проблем;

-   помогают ребенку участвовать в семейных ежедневных мероприятиях, обеспечивают не только физическое присутствие, но и включение ребенка в деятельность;

-   знают об эффективных стилях воспитания и используют их на практике;

-   изменяют домашнюю обстановку или рутины так, чтобы подстроить их под стиль обучения ребенка и его потребности в адаптации окружающей среды;

-   знают о дополнительных коммуникативных  средствах и помогают ребенку их использовать;

-   знают, как оценивать обоснованность рекомендаций относительно методов обучения и реабилитации для своего ребенка.

3. У семей есть система поддержки.

Помимо собственной компетентности для родителей ребенка с нарушениями важна система поддержки, как со стороны близких людей, так и со стороны профессионалов. Нередко родители замыкаются в себе, стараются избегать контактов даже с близкими родственниками и друзьями. Однако для того чтобы обеспечить оптимальные условия для развития ребенка, нужно создать поддерживающую среду и для его родителей. Семьям, лишенным поддержки со стороны близких людей, сложнее справляться с ситуацией, такие семьи чаще распадаются, родители чаще и сильнее страдают от депрессии. Воспитание ребенка с нарушениями требует наличия различных ресурсов, как материальных, так и физических. Важно, чтобы семья чувствовала, что у нее есть поддержка со стороны близких людей. Хорошо, когда есть соседи, друзья или родственники, которые могут оказать помощь, например, посидеть с ребенком, помочь доехать с ребенком на занятия в центр и т.д.

Казалось бы, это не имеет отношения к деятельности службы, тем не менее, часто именно специалисты в программах раннего вмешательства становятся проводниками между членами семьи и другими близкими для семьи людьми, помогая установить взаимодействие. Именно они могут инициировать контакт, помочь родителям сообщить другим членам семьи о диагнозе ребенка, предоставить адекватную информацию об имеющемся у него нарушении.

При необходимости и при наличии ресурса в службе может проводиться работа по семейному консультированию, которая позволяет избежать конфликтов между отцом и матерью ребенка и предотвратить развод. В качестве явного положительного результата может рассматриваться наличие у родителей ребенка дружеских связей. Это может быть как сохранение старых друзей, так и знакомство с новыми. Встречи с другими семьями, имеющими детей с нарушениями, могут быть организованы на территории центра раннего вмешательства и быть частью программы помощи. Желание родителей общаться с другими такими семьями говорит об положительных изменениях в принятии нарушений собственного ребенка.

Участие родителей в различных мероприятиях и программах можно отнести к отдельной группе результатов и сформулировать следующим образом.

4. Семьи имеют доступ к желаемым услугам, программам и мероприятиям в их сообществе.

Здесь стоит сказать как о возможности доступа к различным услугам, так и об участии семьи в различных мероприятиях со своим ребенком или без него. Для семьи важно иметь возможность получения их ребенком инклюзивного опыта общения с детьми, не имеющими нарушений. При достаточной системе поддержки со стороны друзей, обычно у семей есть такая возможность, но она также может быть предоставлена со стороны службы раннего вмешательства, когда семье, например, предлагается участие в интегративных группах или клубах. Родители могут участвовать в развлекательных или образовательных мероприятиях или программах для родителей типично развивающихся детей. Помимо встреч с другими семьями, имеющими детей с РАС, хорошо, когда родители начинают снова участвовать в каких-либо общественных мероприятиях, праздниках и встречах с друзьями или коллегами. С точки зрения нормализации жизни семьи, родителям важно проводить время, посвящая его собственным интересам, а не только интересам своего ребенка. Для этого семье необходимо обеспечить качественный уход за ребенком, отвечающий его индивидуальным потребностям, способностям и особенностям, чтобы родители могли не только участвовать в общественных и развлекательных мероприятиях, но и выйти на работу. Если у семьи нет ресурса, позволяющего обеспечить уход и заботу о ребенке в моменты отсутствия родителей, то необходимо подумать о том, как обеспечить доступ семьи к заслуживающим довериям услугам по передышке.

5. Семьи знают свои права и умеют их эффективно отстаивать для своих детей.

Важная область, которая позволяет определить качественные изменения в позиции родителей. Они проявляются в следующих критериях:

-    семьи знают свои права и обязанности относительно получения необходимых для ребенка услуг;

-    семьи знают, куда обращаться, чтобы получить определенные услуги и поддержку, они знакомы с различными программами, проводимыми различными организациями и профессионалами;

-    родители чувствуют себя спокойно и уверенно, разговаривая с профессионалами и задавая им вопросы;

-    родители знают, как использовать различные источники информации (например, родительские организации, Интернет), чтобы получать информацию о правах и услугах;

-    родители способны в качестве полноправных членов команды принимать участие во встречах по планированию услуг и постановке целей работы;

-    семьи требуют предоставления услуг, которые они считают необходимыми, и знают что делать, если необходимые услуги не предоставляются.

Нужно иметь в виду, что понятие об эффективности программы, равно как и ожидания от программы, могут отличаться у специалистов и родителей. Родители склонны, в первую очередь, ожидать изменений в состоянии ребенка и в его развитии, в то время как понимание и анализ их собственных потребностей часто отходит на второй план. Изменение запроса или формирование запроса, адекватного ситуации, само по себе можно расценивать как полученный результат программы. Поэтому как при построении программы, так и при оценке результатов важно помнить о потребностях семьи в более широком контексте и обращать внимание родителей на конечные цели программы помощи и то, насколько удалось их достичь совместными усилиями.
Развернуть


 

Если Вы хотите получить экспертизу услуг ранней помощи от экспертов Ассоциации ранней помощи, Вы можете воспользоваться нашей формой обратной связи