Размер шрифта: AAA
Изображения OnOff
Цвет сайта CC
обычная версия сайта

Услуги ранней помощи

Услуги ранней помощи – это комплекс профессиональных действий, направленных на достижение целей ранней помощи детям и их семьям.

Каждая семья, которой требуется ранняя помощь, может ожидать, что в Службе ранней помощи ей предложат ряд услуг, посредством которых будут достигаться цели ранней помощи.

Последовательность предоставления 

услуг ранней помощи

Проведение первичного приема

После первого контакта семьи со службой ранней помощи начинается первый, оценочный этап, с которого начинается оказание помощи семье. Этот этап начинается с процедуры первичного приема. Цель первичного приема – выяснить, нуждается ли ребенок и его семья в программе раннего вмешательства.

Первичный прием проводят два специалиста: педиатр развития и педагог/психолог/логопед.

Во время приема педиатр развития осуществляет: 

- оценку соматического здоровья; 

оценку состояния функций и структур организма и их влияния на развитие ребёнка; 

- оценку зрения и слуха. 

В течение приема на основе беседы с родителями, результатов наблюдения за свободной игрой ребенка, за взаимодействием в паре «взрослый-ребенок», специальных проб, результатов диагностического анкетирования специалисты исследуют функциональные способности и трудности ребенка в 9 областях (согласно доменам МКФ):

  • Изучение и применение знаний
  • Общие задачи и требования
  • Коммуникация
  • Мобильность
  • Забота о собственном теле и здоровье
  • Бытовая жизнь
  • Межличностное взаимодействие
  • Основные жизненные сферы
  • Участие в общественной жизни
  • Также специалисты оценивают факторы окружающей среды, то, как они помогают или мешают активности и участию ребенка. Среди данных факторов следующие:

    1. Продукция и технологии:

  • продукты, лекарства, одежда, обувь, бытовые приборы;
  • специализированное оборудование для индивидуального использования (протезы, ортезы, и пр.);
  • средства передвижения;
  • оборудование для коммуникации, для приобретения знаний;
  • обустройство жилья.
  • 2. Поддержка и взаимосвязи: особенности семьи и ближайших родственников; наличие друзей, знакомых семьи, профессиональных медицинских работников, другие связи.

    3. Установки членов семьи в отношении ребенка, его способностей, его трудностей; мотивация для посещения Службы ранней помощи.

    Итогом первичного приема является заключение о наличии или отсутствии у ребенка ограничений жизнедеятельности, их степени (легкие, умеренные, тяжелые); о том, нуждается ребенок в ранней помощи или нет. Также в заключении предусмотрен раздел для рекомендаций родителям (особенно в случае, если ребенок не нуждается в сопровождении и имеет кратковременные трудности).

    Проведение междисциплинарной оценки

    Сопровождение семьи в службе ранней помощи продолжается междисциплинарной оценкой.

    Цели междисциплинарной оценки:

    Задачи междисциплинарной оценки:

    Проведение междисциплинарной оценки основано на ряде принципов.

    1. Междисциплинарная оценка является индивидуализированной: для каждой семьи составляется свой план оценки, подбираются методы оценки.

    2. Междисциплинарная оценка является семейноориентированной, семья активно вовлекается и участвует в процессе оценки: ее планировании, проведении, и обязательно должна быть ознакомлена с ее результатами. Все моменты оценки обсуждаются с семьей: время, место, игрушки, оборудование и другие важные моменты. В процессе оценки члены семьи предоставляют важную информацию о функционировании ребенка, его интересах, трудностях. Оценка ориентирована на потребности ребенка и семьи. При этом, с одной стороны, специалисты ориентируются на запрос родителя, поскольку семья имеет определенное беспокойство, и родители хотят получить результат, который бы их удовлетворил. С другой стороны, во время проведения оценки специалисты могут предпринять шаги, не касающиеся запроса родителя, так как развитие того или иного навыка может быть пока не возможным, не актуальным или сложным для ребёнка. Поэтому необходимо сформировать предпосылки к развитию того или иного навыка и взять за опору то, что ребёнок уже хорошо умеет, или интересно ему. Свои решения специалист обязательно объясняет родителям.

    3. Функциональная направленность междисциплинарной оценки: ее фокус сосредоточен на качестве и актуальном функционировании ребенка и семьи, потребностях семьи в повседневной жизни.

    4. Принцип комплексности. Оценка не ограничивается оценкой возможностей и особенностей ребенка, специалисты должны оценить также среду, в которой живет ребенок и которая непосредственно влияет на его функционирование: особенности семьи, ближнего и дальнего окружения, среду дома (оборудование, игрушки), другие моменты, которые влияют на его жизнедеятельность.

    5. Оценка имеющихся у ребенка навыков (сильные стороны). Сильные стороны — это то, в чем ребенок успешен, что у него хорошо получается, это те способности, которые могли бы стать базой, опорой для успешного, оптимального функционирования, фундаментом для формирования и развития новых навыков и умений, позволяющих жить самостоятельно.

    6. Оценка рисков для профилактики вторичных нарушений: важно оценить возможные риски дальнейших нарушений развития при отсутствии помощи ребенку.

    7. Оценка является междисциплинарной: в ней участвуют специалисты разных специальностей, в зависимости от потребностей ребенка и семьи.

    8. Оценка является продолжающейся: на каждом этапе реализации Индивидуальной программы ранней помощи специалисты проводят необходимые промежуточные оценки.

    9. Принцип научности: в ходе оценки используется стандартизированный диагностический инструментарий.

    Междисциплинарная оценка содержит ряд компонентов, каждый из которых является обязательным:

    1. Дифференциальная диагностика

    Цель – определение причин ограничений жизнедеятельности ребенка, трудностей его функционирования.

    Первичный прием позволяет специалистам выдвинуть ряд гипотез о причинах трудностей в жизни ребенка. Данные гипотезы и позволяет подтвердить или опровергнуть дифференциальная диагностика.

    Методы: в каждой области развития – свои стандартизированные методы. Например, для медицинской диагностики используются следующие методы: МРТ, ЭЭГ, генетическое обследование и другие. Для оценки социально-эмоционального развития – АDOS и другие; для оценки двигательного развития - GMPCS и другие.

    2. Оценка рутин

    Цель – оценка уровня активности и участия ребенка в повседневной жизни, выявление трудностей в ежедневном функционировании.

    Рутина — это ежедневные дела, в которые вовлечен ребенок, привычная, повседневная деятельность. Часто запрос родителей касается именно трудностей ребенка в выполнении таких повседневных дел.

    Методы: интервью «Типичный день», опросник MEISR.

    3. Углубленная оценка навыков

    Цель – оценка функционирования ребенка по важным для его рутин областям развития.

    Выполнение каждой рутины складывается из ряда навыков. Если один или несколько навыков из цепочки недоступен ребенку или развит недостаточно хорошо, то может нарушиться вся рутина. Поэтому важно понять, какие навыки у ребенка сформированы, а какие – нет, и в какой степени, для того, чтобы затем спланировать Индивидуальную программу помощи.

    Методы: диагностические стандартизированные методы для каждой области развития, например, «Матрица коммуникации», «Каролина», «Маленькие ступеньки», другие опросники, тесты, планируются и проводятся реальные пробы.

    4. Оценка мотивационных факторов

    Цель - определение интересов, предпочтений ребенка, для того, чтобы при планировании Индивидуальной программы помощи их учитывать, и стимулировать развитие ребенка наиболее приятными и интересными для него способами.

    Методы: беседа с родителями (или другими близкими для ребенка людьми), наблюдение за игрой ребенка, реальные пробы (с предложением ребенку разных игр и игрушек).

    Существует алгоритм проведения междисциплинарной оценки:

    1. Планирование оценки. Каждый компонент оценки должен быть спланирован специалистами, и данный план согласован с родителями. Существуют специальные бланки планирования различных компонентов оценки, в которых фиксируются время, место оценки, методы, которые специалист будет использовать для проведения оценки, игры и игрушки.

    2. Проведение оценки. Осуществляется согласно плану. Каждое действие специалиста объясняется родителям, результаты фиксируются в специальных бланках для проведения различных компонентов оценки.

    3. Результаты оценки обсуждаются на междисциплинарном консилиуме специалистов, участвовавших в проведении оценки. Также на данном консилиуме осуществляется предварительное планирование Индивидуальной программы ранней помощи.

    Ответственным за планирование и проведение междисциплинарной оценки является ведущий специалист, закрепленный за семьей. Он планирует все необходимые встречи, договаривается о них с другими специалистами команды и с семьей, а также инициирует собрание команды по окончании проведения оценок для обсуждения результатов.

    Логическим завершением проведения междисциплинарной оценки является составление индивидуальной программы ранней помощи ребенку (ИПРП).

    Этап реализации ИПРП

    На этапе реализации Индивидуальной программы ранней помощи в Службе ранней помощи семьям оказываются следующие услуги:

    1. Содействие развитию функционирования ребенка и семьи в ежедневных жизненных ситуациях

    Цель услуги: комплексное развитие функционирования ребенка в повседневных естественных жизненных ситуациях (рутинах), основанное на потребностях ребенка и семьи.

    Содержание услуги:

    Ежедневно ребенок участвует во множестве рутин, таких как умывание и мытье, туалет, одевание-раздевание, прогулки, еда, совместные игры, чтение книжек, подготовка ко сну, засыпание и другие. Каждая рутина требует и от ребенка, и от взрослого выполнения множества действий, специально оборудованной окружающей среды. Например, для мытья рук в домашней среде часто используются специальные подставки к раковине, чтобы ребенок мог до нее дотянуться, или специальный стул для кормления, или сиденье для купания в ванне. Также для успешного выполнения рутины часто требуются специальные навыки у взрослого, например, как правильно поднимать и переносить ребенка с церебральным параличом, как быстро давать ребенку ложку с едой, если у него есть трудности с жеванием, или как дать ребенку указание, если у него есть трудности с их пониманием.

    Задача специалистов: выполнить комплекс действий, чтобы рутины, в которых есть трудности, протекали успешно. Для этого усилия специалистов могут быть направлены, как на изменение и адаптацию окружающей среды, так и на изменение действий родителей.

    Условия реализации очно (занятия со специалистами Службы или домашний визит), дистанционно (с использованием Интернета).

    Услуга оказывается посредством консультирования родителей, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.

    Инструменты для проведения оценочных процедур:

    1. Оценка навыков повседневной жизни. Оценка занятий и рутин в семье.CARA’S KIT for toddlers (Philippa Campbell)
    Канадская оценка выполнения деятельности, Canadian Occupational Performance Measure (СОРМ) (Law M, Polatajko H, Pollock N, McColl MA, Carswell A, Baptiste S.)
    2. Мера вовлеченности, независимости и социальных отношений, Measure of Engagement, Independence, and Social Relationships (R. A. McWilliam and Naomi Younggren)
    3. Интервью о повседневных рутинах (Scott & McWilliam)
    4. Наблюдение за рутиной, в том числе анализ видеозаписи

    2. Содействие развитию общения и речи ребенка

    Цель: развитие общения и речи ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием средств дополнительной и альтернативной коммуникации, вспомогательных средств связи и техник общения, а именно: развитие у ребенка способности воспринимать вербальные и невербальные сообщения при общении, использовать речь и невербальные сигналы, направленные на взрослого при общении, начинать, поддерживать и завершать диалог.

    Содержание услуги:

    Каждый ребенок нуждается в общении со сверстниками и взрослыми. Часто у ребенка не хватает средств для налаживании коммуникации, и тогда специалисты ставят перед собой цель ее развития. В таком случае их усилия направлены на формирование у ребенка предпосылок развития коммуникации, таких как: умение смотреть в лицо взрослому, получать удовольствие от совместных игр, слышать то, что говорит взрослый, подражать. Также развитие коммуникативных умений направлено на развитие способности к пониманию коммуникативных сообщений, продуцирование сообщений, умению вести диалог. Кроме этого, предусмотрено налаживание взаимодействия родителя и ребенка в процессе коммуникации.

    Условия реализации: очно (занятия со специалистами в Службе или домашний визит), дистанционно (с использованием Интернета). Услуга оказывается посредством консультирования родителей, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.

    Инструменты для проведения оценочных процедур:

    1. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями (навыки общения) (Нэнси М. Джонсон Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж.Хаккер)
    2. Маленькие ступеньки, книга № 3 (навыки общения) (М. Питерсон и другие)
    3. Руководство по раннему обучению: методические материалы Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства
    4. Социально-коммуникативный опросник (SCQ) (М. Раттер, Э. Бэйли, К. Лорд)
    5. Мюнхенская функциональная диагностика развития (развитие речи) (Г.И. Келер, Х.Д. Эгелькраут)
    6. МакАртуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста (М.Б. Елесеева, Е.А. Вершинина, В.Л. Рыскина)

    3. Содействие развитию мобильности ребенка

    Цель: развитие мобильности ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств.

    Содержание услуги:

    Мобильность ребенка, а именно подвижность, способность к перемещениям и всевозможным действиям, подразумевает развитие у ребенка следующих способностей:

    Условия реализации: очно (занятия со специалистами в Службе или домашний визит), дистанционно (с использованием Интернета).

    Услуга оказывается посредством консультирования родителей, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.

    Инструменты для проведения оценочных процедур:

    1. Шкалы развития младенцев (двигательная шкала) (Нэнси Бэйли)
    2. Оценка крупных моторных функций (шкала GMFM-88) (Д. Рассел)
    3. Маленькие ступеньки, книга № 4 (навыки общей моторики) (Мойра Питерси, Робин Трилор)
    4. Программа «Каролина» (разделы: мелкая моторика, крупная моторика) (Нэнси М. Джонсон Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж. Хаккер)
    5. Portage (М. Уайт, Р. Камерон)

    4. Содействие развитию у ребенка навыков самообслуживания и бытовых навыков

    Цель: развитие навыков самообслуживания у ребенка, а также бытовых навыков, в том числе с использованием вспомогательных средств в естественных жизненных ситуациях, средств альтернативной и поддерживающей коммуникации.

    Содержание услуги:

    При реализации данной услуги основное внимание специалистов и родителей уделяется развитию навыков самообслуживания (это навыки по осуществлению заботы о себе, например, мытье рук, одевание); и развитию бытовых навыков (это навыки, обеспечивающие занятия бытовой и повседневной деятельностью и выполнение связанных с ними задач, например, уборка игрушек, кормление животных).

    При планировании целей в рамках получения услуги специалистыуделяют особое внимание адаптации среды и обучению родителей. Так, для детей с разными нарушениями цель может быть сформулирована одинаково, но подходы к адаптации среды и обучению родителей будут разными.

    Условия реализации: очно (занятия со специалистами Службы или домашний визит), дистанционно (с использованием Интернета).

    Услуга оказывается посредством консультирования родителей, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.

    Инструменты для проведения оценочных процедур:

    1. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями (Нэнси М. Джонсон Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж.Хаккер)
    2. Маленькие ступеньки, книга № 7 (навыки самообслуживания) (М. Питерсон и другие)
    3. Руководство по раннему обучению: методические материалы Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства
    4. Интервью о повседневных рутинах (Scott & McWilliam)

    5. Содействие развитию познавательной активности ребенка

    Цель: поддержка развития познавательной активности ребенка в ежедневных жизненных ситуациях, в том числе с использованием адаптивных игрушек и вспомогательных средств, а также средств дополнительной и альтернативной коммуникации.

    Содержание услуги:

    В некоторых случаях для того, чтобы преодолеть ограничения жизнедеятельности, ребенку необходимо развитие познавательной активности, которое в Службе ранней помощи осуществляется через развитие у ребенка следующих способностей:

    Условия реализации: очно (занятия со специалистами Службы или домашний визит), дистанционно (с использованием Интернета). Услуга оказывается посредством консультирования родителей, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.

    Инструменты для проведения оценочных процедур:

    1. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями (Нэнси М. Джонсон Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж.Хаккер)
    2. Руководство по раннему обучению: методические материалы Санкт-Петербургского Института раннего вмешательства
    3. Обучение через игру (Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи (перевод Л.А. Чистович, Е.В.Кожевниковой)
    4. Как развивается ваш ребенок? (Эрнст Й. Кипхард)
    5. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом (Салли Дж. Роджерс, Джеральдин Доусон, Лори А.Висмара)

    6. Поддержка социализации ребенка

    Цель: поддержка социализации ребенка, включая взаимодействие со сверстниками, детьми другого возраста и взрослыми вне дома в процессе специально организованной социальной активности.

    Содержание услуги:

    Для успешного дальнейшего развития ребенку раннего возраста, независимо от его ограничений жизнедеятельности, необходимо научиться общаться со своими сверстниками и взрослыми. В Службе ранней помощи такое общение организовано с помощью групповых занятий, при этом происходит развитие у детей следующих способностей:

    Условия реализации:

    Услуга предоставляется в форме групповой активности с детьми и их родителями, в течение срока реализации Индивидуальной программы ранней помощи, продолжительность 1 занятия – 60-90 минут.

    Инструменты для проведения оценочных процедур:

    1. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями (Нэнси М. Джонсон Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж.Хаккер)
    2. Куррикулум «Денверская модель раннего вмешательства» (С. Дж. Роджерс, Дж. Доусон)
    3. VB-MAPP (М. Сандберг)
    4. ADOS-2 (Catherine Lord, Ph.D., Michael Rutter, MD, FRS, Pamela C. DiLavore, Ph.D., and Susan Risi, Ph.D.)

    7. Психологическое консультирование

    Цель: психологического консультирования — предоставление клиенту возможности в процессе взаимодействия с психологом исследовать внутренние ресурсы возникших проблем.

    Содержание услуги:

    Психологическое консультирование - особый вид психологической помощи, направленный на поддержу клиента при решении им жизненно важных проблем. Психологическое консультирование в условиях Службы ранней помощи может касаться следующих проблем:

    Условия реализации: очно (занятия со специалистами Службы или домашний визит), дистанционно (с использованием Интернета).

    Услуга оказывается посредством консультирования родителей, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.

    Инструменты для проведения оценочных процедур:

    1. Наблюдение, беседа с родителями, анализ видеозаписи
    2. Тест «Незнакомая ситуация» (М. Эйнсворт)
    3. Опросник взаимодействия в паре (PICCOLO)
    4. Интервью о повседневных рутинах (Scott & McWilliam)

    Услуги ранней помощи, оказываемые вне ИПРП:

    1. Пролонгированное консультирование без составления индивидуальной программы ранней помощи
    2. Краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без составления индивидуальной программы ранней помощи
    3. Консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации с целью обеспечения преемственности в поддержке развития ребенка и сопровождения семьи.