Размер шрифта: AAA
Изображения OnOff
Цвет сайта CC
обычная версия сайта

Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович

Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович

Доктор психологических наук, профессор,  заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей Санкт-Петербургского государственного университета; член Межведомственной рабочей группы по организации системы ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью, а также их семей, при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации; член Совета по Профилактике и Вмешательству Европейской Федерации Психологических Ассоциаций (European Federation of Psychologists Associations Board of Prevention and Intervention).

Опыт научной и клинической работы в области ранней помощи.

1992-2000 – научный руководитель первой в России Службы ранней помощи и Центра интегративного воспитания ДОУ №41 Центрального района г. Санкт-Петербурга.

1998-1999 – клиническая и научная стажировка по программе «Психиатрия младенцев и детей раннего возраста» на отделении детской и подростковой психиатрии Медицинского Центра Университета штата Луизиана (США) (Louisiana State University Medical Center, Department of Infant, Child, and Adolescent Psychiatry).

2000-2012 - научный руководитель с российской стороны российско-американских проектов «Влияние изменения социального окружения на развития детей в домах ребенка» (2000-2005) и «Долговременное влияние ранних социально-эмоциональных отношений на детей с опытом институционализации в замещающих семьях» (2007-2012).

1992- по настоящее время – участник большого числа научных, прикладных и образовательных проектов в области психического здоровья и раннего вмешательства для детей, воспитывающихся в семьях и организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные профессиональные интересы.

Основные интересы связаны с вопросами психического здоровья и развития человека на наиболее ранних этапах развития; с темами взаимодействия в системе «мать-ребенок» и формирования привязанности у ребенка, эмоций и отношений человека на ранних этапах развития, влияния раннего социально-эмоционального опыта на последующее развитие человека; с вопросами междисциплинарной, семейно-центрированной ранней помощи и сопровождения детей раннего возраста из групп риска нарушений развития (раннего вмешательства) в биологических и замещающих семьях, а также в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Членство в профессиональных организациях.

Р.Ж. Мухамедрахимов - член международных профессиональных организаций в области психического здоровья и раннего вмешательства:

Совет по Профилактике и Вмешательству Европейской Федерации Психологических Ассоциаций (European Federation of Psychologists Associations Board of Prevention and Intervention);

Всемирная Ассоциация Психического Здоровья Младенцев (World Association for Infant Mental Health);

Международное Общество Раннего Вмешательства (International Society on Early Intervention);

Общество Исследователей Развития Ребенка (Society for Research in Child Development).

В 2013 году по инициативе и под непосредственным руководством Р.Ж. Мухамедрахимова в Санкт-Петербургском государственнном университете был реализован проект по проведению первой в Российской Федерации и других странах СНГ международной научной конференции “Раннее вмешательство и психическое здоровье детей: от учреждения к семейному окружению”. Конференция была организована во взаимодействии с международным обществом раннего вмешательства (ISEI¸ президент – профессор Майкл Гуральник) и с привлечением Всемирной Ассоциации Психического Здоровья Младенцев (WAIMH) с целью обмена и интеграции информации и опыта, накопленного в области фундаментальных и прикладных исследований развития и психического здоровья детей в раннем возрасте, а также в области раннего вмешательства. Конференция собрала 471 участников из 41 стран – профессионалов в области раннего вмешательства и психического здоровья детей, и была направлена на содействие и поддержку развития и психического благополучия детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, прежде всего проживающих в семьях или учреждениях РФ, других стран СНГ, стран Восточной Европы.

Монографии и главы в монографиях.

Solodunova Maria, Palmov Oleg, and Muhamedrahimov Rifkat J. (2017). Chapter 10. Family Environment in Institutions for Young Children in Russia: Mental Health and Development Versus Medical Care // Adrian V. Rus, Sheri R. Parris, Ecaterina Stativa (Editors). Child Maltreatment in Residential Care. History, Research, and Current Practice. Springer International Publishing AG, Cham, Switzerland. 2017. P. 199 – 218. DOI 10.1007/978-3-319-57990-0

Солодунова М.Ю., Мухамедрахимов Р.Ж. (2015). Глава 1: Развитие эмоций у детей раннего возраста в условиях депривации // Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект/ Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Пhихожан, Н.Н. Толстых. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. — 670, C. 63-82.

Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития (2008) // Коллективная монография под ред. Мухамедрахимова Р.Ж. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2008, 311c.

Мухамедрахимов Р.Ж., Никифорова Н.В., Пальмов О.И., Гроарк К.Я., Мак Колл Р.Б. (2009). Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка// Коллективная монография. Пер. с англ. под науч. ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. — М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009, 296c.

The St. Petersburg-USA Ophanage Research Team (2008). The Effects of Early Social-Emotional and Relationship Experience on the Development of Young Orphanage Children // Monographs of the Society for Research in Child Development, 2008, Serial № 291, Vol. 73, №3. Boston, Massachusetts: Wiley-Blackwell, 297p.

Мухамедрахимов Р.Ж. (1999). Мать и младенец: психологическое взаимодействие. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999, 286с. 

Основные статьи за последние 5 лет.

Асламазова Л.А., Мухамедрахимов Р. Ж., Вершинина Е.А. (2018). Опыт институционализации и уровень здоровья как факторы поведения привязанности у детей в замещающих семьях // Психологический журнал, 2018, том 39, №6, С. 48-61.

Muhamedrahimov Rifkat J., Chernego Daria I., Vasilyeva Marina J., Palmov, Oleg I., Vershinina Elena A., Nikiforova Natalia V., McCall Robert B., & Groark Christina J. (2018). Developmental Change in Full- and Preterm Infants between the Ages of Three and Nine Months in Institutions with Different Caregiving Environments //Psychology in Russia: State of the Art, Volume 11, Issue 3, 2018, P. 152-167.

Hawk, B. N., McCall, R. B., Groark, Ch. J., Muhamedrahimov, R. J., Palmov, O. I., Nikiforova, N. V. (2018). Caregiver sensitivity and consistency and children's prior family experience as context for early developmeny within institutions // Infant Mental Health Journal - Volume 39 - Issue 4 - July/August 2018, P. 432-448. doi: 10.1002/imhj.21721

Chernego, Daria I.; McCall, Robert B.; Wanless, Shannon B.; Groark, Christina J.; Vasilyeva, Marina J.; Palmov, Oleg I.; Nikiforova, Natalia V.; Muhamedrahimov, Rifkat J. (2018). The Effect of a Social–Emotional Intervention on the Development of Preterm Infants in Institutions // Infants & Young Children: January/March 2018 - Volume 31 - Issue 1 – P. 37–52

Megan M. Julian, Robert B. McCall, Christina J. Groark, Rifkat J. Muhamedrahimov, Oleg I. Palmov & Natasha V. Nikiforova (2018). Development of children adopted to the United States following a social–emotional intervention in St. Petersburg (Russian Federation) institutions //

Applied Developmental Science Vol. 0, Iss. 0, 2018, Pages 1-21 / Published online: 15 Feb 2018. Download citation https://doi.org/10.1080/10888691.2017.1420480

Ермолаева Е.Е., Казьмин А.М., Мухамедрахимов Р.Ж., Самарина Л.В. О ранней помощи детям и их семьям // Аутизм и нарушения развития. Т. 15. № 2 (55). 2017. С.4-15.

Васильева М.Ю., Коршина, Ю.Д., Курохтина Е.В., Вершинина Е.А., Корнилов С.А., Мухамедрахимов Р.Ж., Григоренко Е.Л. (2017). Исполнительные функции у детей раннего возраста, проживающих в домах ребенка и семьях // Психологический журнал, Т.38, Выпуск 4, С. 62-75.  

Чернего Д. И., Васильева М. Ю., Солодунова М. Ю., Никифорова Н. В., Пальмов О. И., МакКолл Р. Б., Гроарк К., Мухамедрахимов Р. Ж. (2017). Психологическое развитие недоношенных детей, воспитывающихся в домах ребенка разного типа // Психологичесикй журнал, 2017. № 1. С. 55-65.

McCall, R. B., Groark, C. J., Fish, L., Muhamedrahimov, R. J., Palmov, O. I., & Nikiforova, N. V. (2016). Characteristics of children transitioned to intercountry adoption, domestic adoption, foster care, and biological families from institutions in St. Petersburg, Russian Federation // International Social Work, 2016. — Vol. 59, — № 6. — P. 778– 790.

Muhamedrahimov Rifkat J., Arintcina Irina A., Solodunova Maria Y., Anikina Varvara O., Vasilyeva Marina J., Chernego Daria I., Tsvetkova Larissa A., Grigorenko Elena L. (2016). Structural characteristics of the institutional environmentfor young children // Psychology in Russia: State of the Art, 2016. — Vol. 9, — № 3. — P. 103-112.

McCall Robert B., Muhamedrahimov Rifkat J., Groark Christina J., Palmov Oleg I., Nikiforova Natalia V., Salaway Jennifer, Julian Megan (2016). The development of postinstitutionalized versus parent-reared Russian children as a function of age at placement and family type // Development and Psychopathology, 2016. — Vol. 28, — № 1. — P. 251-264.

Naumova Oxana, Odintsova Veronika, Arinzina Irina, Muhamedrahimov Rifkat, Grigorenko Elena, Tsvetkova Larissa  (2016). Health, Development and Epigenetic Characteristics of Institutionalized Children: A Preliminary Study based on a Small Cohort // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2016. — Vol. 233, — P. 225-230.

Персианова Н.Б., Мухамедрахимов Р.Ж.  (2016). Особенности взаимодействия детей разного возраста в домах ребенка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16: Психология. Педагогика. Выпуск 4, 2016, С. 120-129.

Агаркова В. В., Мухамедрахимов Р. Ж. (2015). Характеристики поведения детей с ранним опытом институционализации после помещения в семьи России и США // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика, 2015. — № 3. — С. 77-92

Muhamedrahimov, R.J., Grigorenko, E.L. Seeing the trees within the forest: Addressing the needs of children without parental care in the Russian Federation // GLOBAL CONTEXT FOR NEW DIRECTIONS FOR CHILD AND ADOLESCENT DEVELOPMENT. — John Wiley & Sons, Inc., 2015. — 152, 101-108 P.

McCall, R. B., Groark, C. J., Fish, L., Muhamedrahimov, R. J., Palmov, O. I., & Nikiforova, N. V. Characteristics of children transitioned to intercountry adoption, domestic adoption, foster care, and biological families from institutions in St. Petersburg, Russian Federation // International Social Work, 2014. — P. 1-13

Чернего Д.И., Мухамедрахимов Р.Ж. Сравнительное исследование развития детей с разным сроком гестации в возрасте от 3 до 24 месяцев, воспитывающихся в доме ребенка // Психологический журнал, 2014. — T. 35, — № 4. — С. 47-55.

Muhamedrahimov, Rifkat J.; Agarkova, Varvara V.; Vershnina, Elena A.; Palmov, Oleg I.; Nikiforova, Natalia V.; McCall, Robert B. and Groark, Christina J. (2014). Behavior problems in children transferred from a socioemotionally depriving institution to St. Petersburg (Russian Federation) families // Infant Mental Health Journal, 2014. — Vol. 35, — № 2. — P. 111-122.