Размер шрифта: AAA
Изображения OnOff
Цвет сайта CC
обычная версия сайта

Конференция Европейской Академии Детской Инвалидности, EACD-2019

Конференция Европейской Академии Детской Инвалидности, EACD-2019
В мае сотрудникам Ассоциации посчастливилось попасть в Париж на конференцию Европейской Академии Детской Инвалидности, EACD-2019. Большое профессиональное мероприятие, спикеры и слушатели со всего мира, множество параллельных секций, лекции и мастер-классы, живое обсуждение актуальных вопросов и наиболее важных мировых тенденций в помощи детям и семьям…

Темой конференции в этом году было объявлено «Участие» как основополагающий принцип всех программ помощи: помочь ребенку быть максимально включенным в свою собственную жизнь и все активности, её наполняющие. В рамках этой главной темы мне удалось попасть на мастер-класс от специалистов из Канады под руководством Dana Anaby по подходу PREP: Pathways & Resources for Engagement & Participation. Этот подход позволяет работать с детьми, повышая их участие в различных активностях с помощью изменений среды. Изначально он был разработан для детей с двигательными нарушениями и применялся в основном с подростками, однако сейчас есть свидетельства его эффективности в работе с детьми от 4 лет с различными трудностями. PREP лучше всего подходит для применения эрготерапевтами.

На мастер-классе спикеры познакомили нас с общей процедурой, которая предполагается в PREP:

1. Определение нужд семьи через интервью с ребенком и родителями, а также с использованием других методов (например, Канадская оценка выполнения деятельности – COPM); выделение целей вмешательства

2. Составление плана работы: подробный анализ окружающей среды, понимание барьеров и фасилитаторов, построение команды вокруг ребенка

3. Реализация: последовательное использование запланированных стратегий, изменение активности ребенка

4. Оценка результатов: повторное использование COPM с особым вниманием к изменениям по шкале «Участие»

Таким образом, во главе угла в работе с каждым ребенком ставятся, в первую очередь, его желания и мечты, а показателем эффективности становится степень его вовлеченности в собственную жизнь. Во время беседы с ребенком специалист старается выяснить, чем этому ребенку хотелось бы заниматься и чего ему не хватает для ощущения качества и полноты жизни. Именно такие заветные желания обычно являются наиболее сильными мотиваторами. После этого специалист вместе с ребенком и его семьей составляют план и стараются таким образом изменить среду вокруг ребенка, чтобы он мог начать двигаться к своей цели. Например, если ребенок с двигательными ограничениями хочет играть в футбол в составе настоящей команды и выступать на соревнованиях, задачей специалиста будет найти подходящую секцию в районе проживания семьи, тренер в которой будет готов взять и обучать такого ребенка; подобрать подходящее оборудование для игры; поговорить с физическим терапевтом ребенка и составить с ним план работы, следование которому помогло бы ребенку физически быть более подготовленным и успешным во время игры на поле. Затем специалист сопровождает семью в реализации всего плана, оперативно реагируя на любые изменения и трудности в процессе работы.

Иногда бывает так, что наши заветные желания вряд ли могут быть воплощены в жизнь по объективным причинам. Случается такое и во время работы по PREP. В таком случае специалист старается адаптировать или изменить целевую активность таким образом, чтобы эта замена в наибольшей степени устроила ребенка и не сказалась на его мотивации. Например, если ребенок мечтает стать космонавтом, специалист может предложить начать с изучения астрономии или полетов в аэротрубе, и в обсуждении с ребенком прийти к оптимальному варианту.

Если говорить о личных ощущениях, то в подходе PREP впечатляет сразу несколько моментов. Во-первых, вся работа строится вокруг мотивации ребенка. Во-вторых, цель выбирается им самостоятельно, и, соответственно, является значимой для самого ребенка, а не важной с точки зрения норм развития, опытного специалиста и т.д. И в-третьих, самим критерием эффективности всей программы служит собственное субъективное впечатление ребенка о качестве и включенности в собственную жизнь.

Кажется, и для многих из нас, специалистов и родителей, такая программа могла бы быть полезна! Видится очень важным, что именно такие программы и подходы становятся основами помощи детям во всем мире, вне зависимости от их возраста и характера трудностей. Давайте продолжать помогать детям чувствовать себя полноправными участниками своей жизни!