Размер шрифта: AAA
Изображения OnOff
Цвет сайта CC
обычная версия сайта

13-18 месяцев

13-18 месяцев

ПО МАТЕРИАЛАМ ИЗ КНИГИ Р.Р. ФЬЮЭЛЛА, П.Ф. ВЭДЭЗИ «ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ» 











Восприятие нового, сенсорное исследование: слух

Игрушки и материалы:

Что может делать мама

  • различные трубки, банки, коробки с разными наполнителями (крупы, камушки, бусинки); полые трубки, открытые с обоих концов


  1. Предлагать малышу слушать, как звучат разные наполнители в разных емкостях. Играть с емкостями разных размеров и форм, материалов, наполнителями разных фактур.
  2. «Говорить что-то малышу через полую трубку, изменяющую тон голоса. Найти условия для изучения эха.
  3. Предлагать ребенку угадать голос близких людей: записать их на диктофон и предложить указать пальцем на говорящего/назвать его.

Восприятие нового, сенсорное исследование: осязание

Игрушки и материалы:

Что может делать мама

    игрушки и предметы из различных материалов: металл, дерево, резина, пластик, стекло; разные поверхности – гладкие, неровные, шершавые; сенсорные материалы: густые и жидкие краски, зубная паста, кефир, пена для бритья.
  1. Предлагать изучать на ощупь разных материалов – как с игрушками, так и с разными бытовыми предметами
  2. Мешочек с сюрпризами – в темный непрозрачный мешочек положить разные на ощупь предметы (гладкие бусины, перышки, наждачную бумагу, металлическую ложку, мягкую игрушку и т.д.), предлагать малышу, не глядя, опускать руку в мешок и исследовать предметы, выражать свои впечатления.
  3. Игра с жидкими, скользкими, вязкими материалами – на подносе исследовать, рисовать, погружать руки и предметы в пену для бриться, кефир, краски и т.д.

Восприятие нового, сенсорное исследование: запахи

Игрушки и материалы:

Что может делать мама

  • баночки с разным содержимым: духи, шампунь, мазь и т.д.; пахучая еда и растения
  1. Давать нюхать содержимое разных флаконов и баночек, выражать свои ощущения и предлагать ребенку сделать то же самое
  2. По запаху определять знакомые виды еды – положить кусочки фруктов, овощей, хвою и т.д. в баночки с прорезью, а перед ребенком положите целые предметы и предложите угадать, в какой баночке что лежит
  3. Также исследовать можно все продукты на кухне

Познавательные способности

Игрушки и материалы:

Что может делать мама

    много одинаковых предметов (палочки, шарики, кубики и т.д.), прозрачные и непрозрачные банки и бутылки разных форм и размеров, жидкости, простые сортеры, матрешки, стаканчики, большие и маленькие мячи и другие предметы, башни из предметов разного размера, заводные игрушки
  1. Предлагать опускать предметы в бутылку и переворачивать ее, чтобы их достать. Экспериментировать с разными емкостями – разной формы, размера, прозрачными и нет.
  2. Переливать воду из одного сосуда в другой, черпать ложками и т.д.
  3. Ронять на пол разные по весу, размеру, фактуре предметы
  4. Показать принцип действия заводных игрушек
  5. Класть «один» и «все» одинаковые предметы в контейнер
  6. Играть с простым сортером (опускать предмет в отверстие соответствующей формы). Можно начать с одного отверстия и затем постепенно усложнять.
  7. Заполнение и опустошение нескольких емкостей параллельно
  8. Игра с матрешками, стаканчиками и другими емкостями, вставляющимися одна в другую. В том числе можно использовать любые бытовые емкости.
  9. Складывать маленький мяч или другую игрушку в маленькую коробку, а большой – в большую.
  10. Составление башен из предметов разного размера – с большим основанием и маленьким верхом.
  11. Игра с понятиями «вверх» и «вниз» - ходить по лестницам, перемещать игрушки, подкидывать

Двигательное развитие

Игрушки и материалы:

Что может делать мама

    «Полосы препятствий» из подручных безопасных материалов, палка, обруч, стульчик или кукольная коляска на колесиках; игрушки, которые нужно тянуть за веревочку или толкать за палочку; наборы одинаковых и разных предметов (бытовые предметы и игрушки - чашки, тарелки, мячи, кубики, машинки и т.д.)
  1. Предлагать малышу проползти через полосу препятствий из подушек, стульев, одеял, скамеек
  2. Помогать ребенку ходить, держать за стульчик на колесиках или игрушечную коляску, которую он может катить перед собой
  3. Протягивать ребенку обруч или легкую палку, за которую он может придерживаться во время ходьбы
  4. Заведите новую игру, поощряющую малыша ходить – протягивайте руки и предлагайте ему сделать несколько шагов самостоятельно по направлению к вам, а затем прижмите и расцелуйте его
  5. Когда малыш немного освоится с ходьбой, обращайте его внимание на свойства разных покрытий пола: ковер в кухне, плитка или линолеум на кухне
  6. Играть с игрушками, которые нужно тянуть за собой на веревочке или толкать перед собой за длинную ручку
  7. Игра с одинаковыми и разными бытовыми предметами – поиск пары (кружки, тарелки, мячи и т.д.)
  8. Сортировать разные мелкие предметы, находя среди них одинаковые (пуговицы, монетки, камушки и т.д.)
  9. Играть с действиями и последствиями – дуть на разные игрушки (маленькие флюгеры, перышки, ниточки), стучать палочкой по разным предметам и т.д.
  10. Играть в прятки, прячась в более сложных местах
  11. Вместе с ребенком брать предметы из их мест хранения и затем возвращать на место

Имитация и умение повторять

Игрушки и материалы:

Что может делать мама

    детская посудка, игрушечный набор инструментов или «косметичка»; двойные наборы разных игрушек
  1. Предлагайте малышу повторять за вами новые жесты и движения, а также предлагать свои (их повторяете вы). Можно физически помогать ребенку, направляя его руки, если он не против.
  2. Играйте вместе с малышом в игры на подражание действиям взрослых: понарошку пить из чашек, проводить расческой по волосам, прикладывать телефон к уху и т.д.
  3. Используя двойной набор игрушек, показывайте ребенку образец действия с предметом и просите его повторить

Речевое развитие

Игрушки и материалы:

Что может делать мама

    игрушки, выскакивающие из коробок; любимая еда, любимые предметы; книжки с картинками; кукла
  1. Во время кормления озвучивать: «еще», когда малыш хочет продолжить еду, «больше нет» - когда доел порцию.
  2. Играть с игрушками, которые можно доставать и прятать (например, игрушки, выскакивающие из коробки) – когда игрушка прячется, разводить руками и говорить «больше нет», а зачем спрашивать – «Еще?» Ждать сигнала ребенка.
  3. Побуждать ребенка просить любимые предметы и звать близких словами, пусть и приближенными (например, только первые 1-2 звука из слова)
  4. Предлагать ребенку назвать знакомые картинки в книжках
  5. Играть с личными вещами разных членов семьи, показывая малышу образец местоимений и наречий: «я», «ты», «мое», «твое», «папино» и т.д. Пока ребенок может не повторять эти слова. Просить ребенка принести свои или чужие вещи («твой свитер», «мои тапочки»).
  6. В игре давайте разнообразные простые инструкции малышу. Если он не хочет их выполнять, инструкции может давать (просить) кукла. Кукла также может просить о чем-то и вас.
  7. Давать инструкции из двух частей: «возьми ботинки и принеси мне», «сначала доешь банан, а потом пей молоко»

Социальные навыки

Игрушки и материалы:

Что может делать мама

    зеркало, фотографии ребенка и его близких, постиранная одежда всей семьи; мяч; заводные игрушки, мыльные пузыри, воздушный шарик; игрушки, с которыми нужна помощь (сложно включающийся фонарик, туго закрытая коробка); куклы и мягкие игрушки
  1. Игра с отражением в зеркале: «Кто там в зеркале?». Называть части тела перед зеркалом, махать ему рукой, наряжаться.
  2. Совместный просмотр фотографий ребенка и его близких, называние людей на фото.
  3. Совместный разбор вещей после стирки на вещи ребенка, мамы и папы
  4. Совместная игра в мяч: осторожно катать друг другу по полу
  5. Продолжайте делиться с ребенком угощениями и предметами и просить его делиться с вами
  6. Играть в игры по очереди – например, с заводными игрушками или мыльными пузырями
  7. Помогать ребенку обращаться за помощью, когда это необходимо. При необходимости озвучивать за него нужное слово («включи», «открой», «помоги»)
  8. Показать, что можно обнимать, целовать куклу или любимую мягкую игрушку, выражать к ней нежность
  9. Часто целовать и обнимать малыша